Сервис обмена мгновенными сообщениями ICQ откроет свой протокол передачи сообщений для сторонних разработчиков, следует из сообщения Mail.ru Group, владеющей компанией ICQ LLC. По словам руководителя ICQ в России Александра Горного, компания собирается легализовать все существующие неофициальные ICQ-клиенты.

До сих пор сервис боролся с альтернативными клиентами, время от времени меняя протокол. Это приводило к отключению пользователей, подписанных на эти клиенты. Дело в том, что ICQ зарабатывает, показывая рекламу в собственной клиентской программе. А в альтернативных ICQ-клиентах рекламы нет, что делает их более быстрыми и уменьшает используемый ими трафик, объясняет предправления «Финама» Владислав Кочетков. С тех пор как в апреле 2010 г. у ICQ сменился собственник (компанию приобрела у AOL за $187,5 млн Mail.ru Group), протоколы не менялись, а теперь изменилась и официальная политика в отношении альтернативных программ.

Некоммерческие сервисы обмена мгновенными сообщениями смогут использовать протокол ICQ, не уплачивая ей комиссий и не принимая обязательств по трансляции рекламы, передал «Ведомостям» Горный. ICQ будет требовать от этих мессенджеров только соблюдения определенных правил: не рассылать спам, не извлекать информацию из каталогов и баз данных ICQ, не вводить пользователей в заблуждение. Чтобы дополнительно защититься от спама, ICQ установит предельное количество обращений каждого мессенджера к своим серверам, говорит Горный: это дополнительная страховка на случай, если разработчики спам-ботов придумают способ формально соблюсти существенные пункты соглашения. При необходимости ICQ готова увеличивать порог, добавляет он.

Коммерческие сервисы (те, которые зарабатывают, например, на продаже рекламы) должны будут получить лицензию для коммерческого использования протокола ICQ. Ее условия, в том числе вопрос о трансляции рекламы, будут обговариваться индивидуально, сказал Горный.

Поддержка протокола ICQ уже официально реализована в мобильном агрегаторе мессенджеров Nimbuzz, а в ближайшее время ICQ надеется объявить о сотрудничестве с клиентами Adium, Pidgin и R&Q. Ведутся переговоры и с самым популярным в России альтернативным ICQ-клиентом Qip, знает источник, близкий к одной из сторон переговоров. Представители Qip не ответили вчера на запрос «Ведомостей».

ICQ открывает протокол, стремясь остановить падение аудитории, считает Кочетков из «Финама». При этом уникальность сервиса должна сохраниться: видео- и аудиочаты вряд ли распространятся на сторонние сервисы, предполагает он. В ICQ это не прокомментировали.

За 2010 г. ежемесячная аудитория ICQ во всем мире, по данным Mail.ru Group, снизилась на 35%, или на 17,6 млн человек до 33,5 млн пользователей (по состоянию на конец декабря 2010 г.). В России за тот же период аудитория ICQ сократилась на 9% до 16,4 млн человек.