Зачастую «сарафанное радио» работает лучше любой рекламной компании. Если человек остается доволен покупкой, то он берет ту же модель в новом кузове и советует ее окружающим. Какая же марка научилась лучше других соответствовать ожиданиям клиентов?

При составлении маркетинговых кампаний фирмы следят за лояльностью владельцев машин. Составляется соответствующий рейтинг и если он высокий, то менеджеры примеряют лавровые венки. Если нет, то посыпают головы пеплом. Рейтинг лояльности определяется исходя из ряда критериев, среди которых дизайн, динамика разгона, стилистика интерьера, качество сборки, стоимость лакокрасочного покрытия, надежность, обзорность, безопасность, управляемость и устойчивость на дороге, функциональность, эргономичность и шумоизоляция. Формируется рейтинг по итогам анкетирования в дилерских центрах и на технических сервисных станциях сразу по разным маркам. Агентство «Автостат» собрало воедино статистику 2017 года и составило рейтинг потребительской удовлетворенности. В исследовании приняли участие более 3000 человек, купивших новые автомобили различных производителей в 2012-17 годах. Выборка считалась репрезентативной, если каждая марка набирала не менее 100 анкет. Оценка проводилась по 100-бальной шкале.

Результаты оказались неожиданными. Первую пятерку заняли бренды с четкой и ясной философией, благодаря которой людям сразу очевидно, какому образу жизни соответствует автомобиль. На первое место встал бренд Volvo с 90,2 баллами. За минувшие 7 лет шведы радикально изменили модельную линейку, сделали ставку на внедрение кроссоверов, а так же — универсалов повышенной проходимости. Автомобили нравились сбалансированностью потребительских качеств, а так же радовали изящным дизайном. Кроме того, Volvo удалось сохранить лицо и не впасть в соблазн модернизма, который погубил не один бренд. Шведские автомобили по-прежнему исповедуют «религию безопасности» и опираются на семейные ценности.

Самым неожиданным было появление на втором месте английского Land Rover. Еще десятилетие назад английские автомобили подвергались жестоким насмешкам за проблемы с электроникой. Однако смена собственника и обильные финансовые вливания сделали свое дело. Land Rover теперь выпускает самые технологичные внедорожники. Большую роль маркетологи отводили повышению лояльности покупателей, разрабатывали программы поддержки клиентов, персонал проходил переобучение для более грамотной работы с людьми. В итоге вокруг бренда образовался дух путешествий и приключений, который так манит первооткрывателей. В российском рейтинге прошлого года Land Rover набрал 89,8 баллов.

Третье место рейтинга досталось еще одному бренду с четкой и понятной философией жизни, а именно BMW. Ставка на спортивность и управляемость при сохранении комфорта и богатого исполнения принесла дивиденды. Переживаемые эмоции складываются у ценителей бренда в особую картину, оформляемую грамотными пиарщиками в краткий лозунг «Удовольствие за рулем». BMW заработало в России 89,5 баллов.

Далее в рейтинге следуют бренды, взявшие курс на респектабельность и надежность. Премиальный бренд Lexus изначально строился, как хорошая альтернатива Mercedes-Benz. Теперь он превзошел учителя. В России Lexus пользуется неизменным спросом и благодаря ставке на надежность набрал 89,3 балла.

Пятое место отошло Audi. Немецкий бренд стал жрецом «женственности» и набрал среди своих сторонников 89,2 балла в рейтинге удовлетворенности.

Шестое место занимает Mercedes-Benz. По надежности немецкие автомобили почти не уступают японским, однако затянувшиеся поиски нового дизайна и разрыв поколений сыграли с Mercedes-Benz злую шутку. Премиальные машины не должны резко отличаться от более старших родственников, отчего в России и наблюдается снижение рейтига. Штудгартская марка набрала 88,8 баллов.

Далее расположились непримиальные бренды, которые при сравнительно невысокой цене своих автомобилей добиваются расположения покупателей за счет грамотной комбинации потребительских качеств. Honda давно отдает предпочтение спортивности и именуется у молодежи «азиатским BMW». За управляемость и надежность Honda удостоилась 88,5 баллов.

С небольшим отрывом на восьмом месте расположилась Mazda. Эта машина выделяется по внешнему облику от японских собратьев и исповедует четко прописанную философию КОDO — дух движения. В ее основе стремление к вечной перемене мест и внутренний огонь, как сила движения. Активные вложения в PR-компании и переобучение персонала дилерских центров повысило рейтинг удовлетворенности. Сейчас он составляет 86,1 балл.

На девятое место встала Toyota, ставшая идолом «качественной и надежной японской сборки». Если кому-то хочется приобрести «вечную» машину, то он неизменно останавливает выбор на Toyota. Хотя сейчас эксперты фиксируют снижение надежности «японских» автомобилей, собираемых в Турции и иных специфических местах планеты. Это не очень нравится клиентам, отчего в отечественном рейтинге удовлетворенности бренд набрал только 84,4 балла.

Замыкает десятку сильнейших Opel с показателем 84,3 балла. В лидеры рейтинга удовлетворенности клиентов его вывели совсем специфические факторы. Три года назад, когда концерн General Motors покидал российский рынок, все модели Opel реализовывались по бросовым ценам, из-за чего их приобретали люди, не избалованные дорогими автомобилями. Такой шанс выпадает раз в жизни, что и радует покупателей до сих пор. Покинувший российский рынок Opel приблизился к Toyota по «удовлетворенности» и набрал 84,3 балла.

Всего в рейтинге Автостата присутствует 31 бренд. Средний балл составил 80,6.