Крупный производитель смартфонов признался, что следит за пользователями: китайская компания OnePlus на операционной системе Oxygen собирала информацию с привязкой к конкретному человеку, а не анонимно. Компания отслеживала списки контактов, геолокацию и данные о Wi-Fi сетях владельцев гаджетов; руководство OnePlus уже принесло извинения.

Насколько эта практика распространена? Личные данные собирают практически все производители, но информация, как правило, не персонифицирована — это слишком рискованно, пояснил руководитель канала «Технологии» журнала Forbes Александр Баулин:

«Привязка к конкретному пользователю — большая редкость, потому что компания, которую застанут за таким сбором данных, рискует и репутацией, и крупными финансовыми потерями, и, в конце концов, имиджем — пользователи не захотят иметь с ней дела. Это, скорее, удел небольших производителей или случайность — недостаточно хорошо была проведена деперсонификация информации».

Как пояснил китайский производитель, личные данные собирались для улучшения качества обслуживания и отслеживания потребностей клиентов. Компания уже пообещала выпустить обновления для своих смартфонов, которые позволят отключить функцию слежки. Сейчас единственный способ надежно хранить какую-либо информацию — не доверять ее современным цифровым устройствам с выходом в сеть, убежден аналитик агентства Telecom Daily Илья Шатилин:

«Безусловно, разработчиками софта данные собираются. Кто-то делает это персонифицированно, кто-то неперсонифицированно, кто-то уведомляет об этом уведомляет, кто-то — нет. Пока кто-нибудь случайно не заметит, это остается неизвестным, но тот же Google совершенно точно читает нашу переписку, чтобы предлагать более релевантную рекламу. Важно понимать: если вы не хотите, чтобы ваша персональная информация была кому-либо доступна, не нужно доверять ее собственной технике».

Времена приватности прошли, и все персональные данные доступны производителям гаджетов. К этому придется привыкнуть, уверен руководитель проекта Hi-Tech Mail.Ru Дмитрий Рябинин:

«Очевидно, что мир уже поменялся, и о приватности можно забыть, потому что так или иначе мы являемся источником данных для корпораций, которые используют их для более персонифицированных предложений или просто для улучшения своих продуктов. Чаще всего никто не читает соглашения о конфиденциальности, которые подписываются, соответственно, все упирается в репутацию компании — чем компания крупнее, тем больше она заботится о своем имидже на рынке, и, соответственно, меньше вероятности использования скрытого сбора данных».

За последние несколько лет в сборе самых разных приватных данных пользователей уличали такие крупные IT-компании, как Microsoft, Google и Yandex.

Петр Пархоменко