Поиск в интернете полностью поделен между Google, Yahoo и еще несколькими крупными игроками? Это не пугает многочисленных смельчаков.

1,2 млрд долл. - столько заплатила в 2008 году Microsoft за норвежскую систему интернет-поиска FAST Search & Transfer, созданную несколькими сотрудниками Норвежского университета науки и технологий и установленную на сайтах Ebay, IBM и самой Microsoft. 100 млн долл. заплатила Microsoft в том же году разработчикам американской системы семантического поиска Powerset. Мировой рынок поиска на интернет-сайтах давно поделен между гигантами типа Google, Yahoo и Bing, конкурировать с которыми, да и то на местных рынках, удается лишь крупным национальным поисковым системам вроде русского "Яндекса", китайской Baidu и чешской Seznam.

Несмотря на это, тысячи разработчиков продолжают создавать новые поисковики, сотни инвесторов вкладывают в это деньги, и иногда проекты "выстреливают": их покупают крупные IT-корпорации, делая создателей "альтернативных" поисковых машин богаче на десятки и сотни миллионов долларов.

Какой смысл разрабатывать поисковые машины в мире, где правит Google, способный только на научные исследования тратить 9 млрд долл. ежегодно? Крупные поисковые машины неплохо умеют удовлетворять интересы лишь массовой интернет-аудитории. Между тем "население" мирового интернета настолько велико (1,8 млрд человек, по данным на конец прошлого года ), что даже небольшие в процентном отношении группы пользователей с не укладывающимися в общие рамки запросами представляют собой коммерчески перспективную аудиторию, утверждает специалист по поисковым системам, редактор отраслевого портала Pandia.com Сьюзен Кох.

Наиболее многообещающее среди новых направлений, которым занимаются и разработчики, и инвесторы, - поиск в режиме реального времени, говорит Кох. Один только Twitter (самый популярный в мире сервис микроблогов), по ее словам, мониторит сейчас не менее сотни новых поисковых машин. Благодаря Twitter на наших глазах готовится настоящая революция в интернет-поиске, утверждает Сергей Петренко, владелец крупнейшего отечественного ресурса о поисковых системах Searchengines.ru и директор украинского "Яндекса". Создатели поисковиков соревнуются в том, кому удастся быстрее индексировать информацию в Сети, - иначе пользователи массово начнут следить за новостями через Twitter, a не через поисковые машины, не говоря уже об информационных порталах. По схожим принципам работают поисковики, постоянно мониторящие записи в новостях, социальных сетях и блогах, рассказывает Петренко.

Еще одно перспективное направление - поиск, привязанный к местоположению пользователя, считает Сьюзен Кох. Мобильные телефоны с GPS-модулем и выходом в интернет получили широкое распространение, и поэтому поиск ресторанов, банков, развлечений или достопримечательностей, расположенных неподалеку от пользователя, становится все более значимым сегментом поискового рынка. Но с местной информацией глобальные поисковики справиться не в силах: Yahoo! и Bing оперируют "местным поиском" даже не во всех странах Европы, Google зачастую предоставляет не слишком актуальную информацию. Кох уверена, что одна из перспективных бизнес-моделей для будущих небольших стартапов - поиск, привязанный к географическому положению пользователя.

Forbes опросил экспертов и отобрал 6 самых интересных российских и иностранных стартапов в области интернет-поиска.

Nigma.ru Год основания: 2005 5811 место по посещаемости

Создатели Nigma.ru - выпускники alma mater тысяч российских программистов, факультета вычислительной математики и кибернетики (ВМиК) МГУ Виктор Лавренко и Владимир Чернышов. Второй на момент создания собственной компании был аспирантом ВМиК, а вот первый уже имел серьезный опыт работы в IT-бизнесе, дослужившись в Mail.ru до поста вице-президента по стратегии и финансам. Первоначально Nigma была попыткой создать работающую на русском языке семантическую поисковую систему - такую, которая правильно отвечала бы на заданные "естественным" языком вопросы типа "сколько медалей Россия выиграла на последней Олимпиаде". Но пока семантическую поисковую систему создать не удалось (хотя отдельные элементы пытаются внедрить и Google, и "Яндекс").

Теперь Nigma пытается позиционировать себя одновременно как поисковик, специализирующийся на работе с формулами (например, решает уравнения, введенные в строку поиска, и подсказывает результаты химических реакций), и как инструмент для "кластерного" поиска: давая посетителю ответы на поисковый запрос, она предлагает уточнить результат с помощью ряда уточняющих параметров. Впрочем, покупая долю в Nigma в 2008 году, фонд DST известного российского интернет-инвестора Юрия Мильнера рассчитывал именно на прорыв в направлении семантического поиска. Вложения оценивались разными экспертами в сумму от нескольких сотен тысяч долларов до $2 млн. Еще не достигнув результата на основном направлении, создатели Nigma занялись еще одним: сейчас нанятые ими студенты ВМиК из Вьетнама разрабатывают поисковик для вьетнамского сегмента интернета: 88-миллионная страна - одна из немногих, где крупные мировые поисковые системы не заняли лидирующих позиций.

Надежды: решение DST инвестировать в Nigma было принято вскоре после того, как стало известно о покупке Microsoft системы Powerset за 100 млн долл.

Опасения: даже Powerset, несмотря на миллионы Microsoft, не удалось пока создать полноценного семантического поиска.

Quintura.com Год основания: 2006 37 022 место по посещаемости

Этот поисковик разработали эксперты в области нейросетей и искусственного интеллекта Александр Ершов и Рустам Гафуров вместе с предпринимателем Яковом Садчиковым, продавшим созданную им онлайновую базу сделок RussiaDeal британской издательской компании Euromoney за $0,5 млн. Идея создателей Quintura - представление результатов поиска в виде "облака" терминов и понятий, касающихся поискового запроса. При поиске по слову "ключ", например, система предложит несколько групп - "под ключ", "целебный ключ", "горячий ключ", "изготовление ключей", а также "копий", "домофона", "Ессентуки" и т. д. Так, по замыслу создателей системы, легче отсечь лишнее и разобраться, что именно вы ищете. Люксембургский фонд Mangrove Capital Partners (один из инвесторов Skype) и российский ABRT вложили в Quintura около $10 млн в обмен на 70% акций.

Надежды: технология Quintura оказалась чрезвычайно популярной среди владельцев сайтов русского сегмента интернета: она установлена в качестве внутренней системы поиска примерно на 5000 ресурсов, среди которых Runewsweek.ru, Cosmo.ru и Computerra.ru.

Опасения: Mangrove Capital Partners и ABRT сейчас ищут покупателей на свою долю в проекте, но безуспешно, а проект пока не приносит прибыли.

Yauba.com Год основания: 2009 153 429 место по посещаемости

Yauba.com, созданный индийцем Ахмедом Хоссейном, - поисковик, который не "шпионит" за пользователями. Эта поисковая система не использует файлы cookies, с помощью которых веб-сайты обычно отслеживают активность своих посетителей. Yauba не хранит информацию о поисковых запросах своих пользователей. С помощью этой системы можно анонимно посещать различные сайты - без использования cookies и раскрытия своих личных данных.

Надежды: крупнейшие поисковики следят за действиями своих пользователей. Google, например, хранил информацию о поисковых запросах пользователей 18 месяцев - недавно суд обязал его сократить этот срок вдвое. Во время волнений в Иране число запросов на Yauba.com из этой страны выросло в четыре раза.

Опасения: поисковые сервисы используют информацию о пользователях не только для поведенческой рекламы, но и для выдачи результатов, более актуальных для конкретного пользователя. Поиск через анонимную систему может оказаться менее точным.

Duckduckgo.com Год основания: 2008 36 227 место по посещаемости

За плечами у создателя поисковика Duckduckgo Гэбриела Вайнберга - продажа созданной им социальной сети The Names Database за $10 млн социальной сети Classmates.com. Идея его поисковика - предлагать в ответ на поисковый запрос не страницы в интернете, математически отранжированные по степени соответствия запросу и "авторитетности", а набор максимально разнообразной информации из разных источников - Википедии, словарей, работ по истории и каталогов ссылок. Отличие от Google в выдаче получается существенным: если по запросу Russia главный поисковик мира предлагает телеканал Russia Today, сайт российского МИДа и справки о России с сайтов ЦРУ и Greenpeace, то Duckduckgo - основательную подборку исторических материалов, в том числе о Киевской и Новгородской Руси, данные о не построенном в Москве небоскребе "Россия", одноименной океанской яхте и о сборной России по футболу.

Надежды: Вайнберг считает, что в результатах поиска Duckduckgo легко разобраться даже новичку в интернете.

Опасения: основатель Duckduckgo не пытается привлечь в проект инвесторов, но для раскрутки англоязычного поисковика имеющихся у него самого 10 млн долл. недостаточно.

Scoopler.com Год основания: 2009 112 080 место по посещаемости

Живущие в Сан-Франциско основатели Scoopler.com Дилан Джайавардан и Аджмал Асвер пытаются реализовать идею "поиска в реальном времени". Scoopler ищет только по быстро обновляемым ресурсам типа новостных сайтов, блогов, сервисам Digg, Delicious, Flickr и Indentica, делая упор на то, чтобы индексировать их быстрее конкурентов, а значит, предоставлять посетителям максимально оперативные ответы. В перспективы проекта поверили Рон Конвей, бизнес-ангел, неплохо заработавший в свое время на инвестициях в Google и PayPal, и Майкл Берч, основатель социальной сети Bebo, продавший ее AOL за 850 млн долл.

Надежды: "Поиск в реальном времени" - одна из самых горячих идей разработчиков поисковых систем прошлого года.

Опасения: в гонке за позиции "самого быстрого поисковика" участвуют несколько сотен команд.

RecipeBridge.com Год основания: 2009 735 511 место по посещаемости

По данным исследовательской компании Nielsen, 60 млн американцев в 2008 году использовали интернет для поиска кулинарных рецептов, сделав 6 млрд поисковых запросов. Неплохой рынок! - решили Билл Бреннан, региональный директор по продажам разработчика программ Broadlook Technologies, и Энди Теймер, операционный директор этой сети. В RecipeBridge.com можно задать поиск по названию блюд, по типу блюд, например "суп", по ингредиентам.

Надежды: аудитория с четко сфокусированными интересами - лакомый кусок для рекламодателей, хотя пока RecipeBridge рекламу не продает.

Опасения: на пятки RecipeBridge.com наступает аналогичный сервис Food.com.