ООН время от времени ранжирует страны мира по степени удобства и доступности для граждан "электронных правительств" - сайтов, предоставляющих государственные услуги (оформление документов, получение информации) онлайн. В последнем рейтинге (2008 года) Россия занимала 60-е место, а в следующем может стоять выше - интернетизация нашей власти идет все быстрее и быстрее.

Последнее реальное достижение электронного правительства - "личный кабинет налогоплательщика", в котором граждане могут узнать сумму своей налоговой задолженности. Последнее декларированное достижение - прием заявлений на получение загранпаспорта на сайте gosuslugi.ru. Услуга эта, как выяснил корреспондент Forbes, просто не работает.

Чтобы ускорить наступление электронного будущего, Forbes изучил сайты электронных правительств, обогнавших Россию в рейтинге ООН, и составил список услуг, которые можно было бы внедрить и в России, без больших затрат и с пользой для граждан.

Дистанционные способы оплаты услуг

В мире практически нет государств, принимающих оплату госпошлин кредитками, но некоторые страны, например Бахрейн, принимают к оплате дебетовые карты. Существуют и более безопасные альтернативы. В Японии (и в эмирате Дубай) для оплаты государственных сборов можно использовать предоплаченные стретч-карты (вроде тех, которыми платили еще недавно за мобильную связь). А во Франции и Италии оплату проводят гербовыми марками, которые продаются в табачных ларьках, - уж точно удобнее, чем стоять в очереди в Сбербанке.

Пример для подражания: Бахрейн.

Защита персональных данных паролем

Пользователи российских правительственных сайтов анонимны. Чтобы подтвердить свою личность, гражданам приходится посещать присутственные места, что само по себе сводит на нет все удобства электронного правительства. В некоторых странах с анонимностью пользователей научились бороться. Например, каждый житель Сингапура может завести персональный логин и пароль на сайте госуслуг и даже привязать его к номеру мобильного телефона. После чего он получает возможность, например, посмотреть состояние своих пенсионных отчислений на экране мобильного телефона. С февраля 2010 года в сингапурской государственной системе услуг могут регистрироваться даже отдельные держатели рабочих виз.

Пример для подражания: SingPass, Сингапур.

Онлайн-участие в тендерах на госзакупки

Строго говоря, в России существует сайт госзакупок, на котором публикуются все объявленные тендеры. На практике это дискредитация идеи. На лучшем сайте госзакупок - ирландском - можно не только быстро найти нужный тендер, но и подать заявку на участие в нем. При этом сам поиск облегчен до предела: помимо строки для запросов сайт содержит и рубрикатор, благодаря которому можно без труда узнать, какому государственному ведомству нужны занавески, автомобили или цветочные горшки. Особенно удачно, что в Ирландии не практикуется наименование лотов на смеси алфавитов.

Пример для подражания: e-Tenders, Ирландия.

Обратная связь

Формы обратной связи с населением если и есть, как правило, незаметны и неудобны. И не только в России. Самый удивительный пример того, как можно интересоваться мнением избирателей, демонстрирует французский правительственный сайт Debat Public ("Публичное обсуждение"). На сайте заблаговременно публикуется документация, касающаяся важных инфраструктурных проектов (мостов, дорог, жилого строительства и пр.), с тем чтобы граждане страны могли высказать свое мнение.

Пример для подражания: Debat Public, Франция.

Возможность общения с сайтом на иностранных языках

Не только сайт госуслуг, но даже страничка Федеральной миграционной службы (вместе с "памяткой иностранным гражданам") написаны только по-русски. Даже если чиновникам хочется верить, что все мигранты говорят и читают по-русски, это, безусловно, не так. Не питающие иллюзий австралийцы перевели отдельные части сайта на несколько десятков языков, включая русский, украинский и несколько африканских.

Пример для подражания: We Speak Your Language, Австралия.

Простой доступ к статистике

Доступная гражданам государственная статистика раскидана в России между сайтами многочисленных ведомств и страницей Росстата, сделанной, кажется, в прошлом веке. В разделе "Статистика" на сайте госуслуг есть один подраздел - "Предоставление официальной статистической информации по письменному запросу пользователя". Как может выглядеть более информативный статистический сайт, можно узнать на примере США, как он может выглядеть неформально, демонстрируют Нидерланды.

Пример для подражания: CBS, Нидерланды.

Информация для тех, кто путешествует

На сайте Gosuslugi.ru можно узнать, как получить международные права, но нельзя, например, выяснить, что делать людям с правами, выданными в других странах. Это часть общей проблемы сайта: он сделан так, как будто других стран в мире просто не существует. Ориентироваться можно, например, на транспортную страницу сайта новозеландского электронного правительства. Там есть не только вся нужная информация для приезжих (или вернувшихся из-за рубежа), включая допустимые нормы содержания алкоголя в крови, но и расписание паромов и поездов на островах. В России по географическим причинам такая информация на главном государственном сайте - практически вопрос чести.

Пример для подражания: Transport and Roads, Новая Зеландия.

Поиск учреждений по адресу пользователя

Самая распространенная и очевидная услуга, которую тем не менее не предоставляет российское электронное правительство. Если чиновник не может помочь гражданину в сети, то должен хотя бы сказать, куда обратиться. Обычно это делается автоматически: достаточно вбить свой почтовый индекс в поисковое окно, чтобы получить адреса релевантных учреждений.

Пример для подражания: Service Public, Франция.