Как правильно использовать особенности рельефа участка при создании ландшафтной композиции?
Для дизайна вашего сада очень важен рельеф участка. Самым удачным садоводы обычно считают участок с ровной горизонтальной поверхностью. Действительно, его очень удобно осваивать и обрабатывать. Но горизонтальной поверхности при всех ее достоинствах присуще однообразие…… Участок же с неровным рельефом, наоборот, таит в себе множество интересных возможностей! Даже небольшие подъемы и понижения, а еще в большей степени – череда плоских террас, размещенных на склоне, придадут вашему участку своеобразие и живописность, которых лишены сады с ровной поверхностью.
Если использовать различные варианты оформления рельефа, то можно создавать неожиданно интересные, оригинальные композиции. Например, на вашем участке могут быть овраг, различный по крутизне склон, холм, небольшие пригорки, а, кроме того, и пониженные места, ямы. Прежде чем принять решение выровнять поверхность, лучше попробовать внимательнее посмотреть на каждую особенность рельефа – с тем, чтобы наилучшим образом ее позже использовать.
На небольшой территории даже незначительный перепад рельефа – это уже большой плюс. Обычно наш взгляд в небольшом саду сразу упирается в ограничения «по горизонтали»: забор, стену дома или другой постройки, даже в полосу леса, расположенного за границами вашего садика. Поэтому любые изменения в вертикальной плоскости (холм или склон) придадут недостающую глубину ограниченному пространству.
Если естественный рельеф отсутствует, то можно создать его искусственно: устроить подпорные стенки, небольшие террасы. Обычно такой микрорельеф делают, используя грунт из-под фундаментов строений. Большие насыпи создают, в основном, из функциональных соображений — как защиту от шума с дороги, от ветра, а также для изоляции хозяйственных построек; небольшие искусственные холмики чаще используют как декоративные элементы.
Что же касается уже имеющихся понижений рельефа, то совсем необязательно их засыпать землей: в естественном углублении, где скапливается вода, можно устроить водоем.
При формировании нового рельефа на участке лучше придерживаться следующих правил:
• контуры террас, вдоль которых формируются подпорные стенки, не должны быть прямыми и не должны делить участок пополам; старайтесь придать им либо плавные изогнутые, либо ломаные контуры
• меняя рельеф участка на небольшой территории, избегайте искусственных холмов – они смотрятся очень неестественно и не расширяют, а скорее давят пространство
• утопленные площадки или садики, а также террасы, расположенные уступами, зрительно увеличивают сад, поскольку отвлекают зрителя от границ участка
• если нет возможности искусственно изменить рельеф, можно создать вертикальную составляющую с помощью площадок или настилов различной высоты, а перепады высоты между ними использовать как ступени, на которых можно сидеть.
Маленький сад, разбитый, например, на двух террасах, выглядит более просторным и объемным за счет правильной организации рельефа, чередования открытых и закрытых пространств и удачного зонирования.
Неудобные для посадки деревьев территории участка – склоны оврагов, крутые откосы – можно закрепить, а затем превратить в террасы или устроить на них рокарии. На сравнительно пологом склоне есть возможность спланировать террасный цветник в виде широких ступеней.
Таким образом, правильное использование рельефа участка поможет вам сформировать интересную садовую композицию. Даже скромные размеры садового участка позволяют создать в его пределах две-три простые пейзажные «картины», но они могут иметь разные сюжеты, объединенные общим замыслом. Речь идет о микроландшафтах, воспринимаемых порой с одной – двух видовых точек – с веранды дома, скамьи у водоема. Но вспомните, какого удивительного эффекта добиваются японские мастера садово-паркового искусства в изображении природного ландшафта в его предельной миниатюризации!
Тем не менее, в самом скромном «видовом кадре» могут быть использованы основные правила и закономерности составления любых пейзажных композиций. В композиционном «узле» такой картины (не обязательно совпадающем с ее центром) должны быть размещены основные элементы и акцент композиции. Поле зрения картины при этом должно быть расчленено, для наилучшего восприятия не должно быть нагромождения, хаоса в видовом кадре. И наконец, следует строить микропейзаж надо так, чтобы второстепенные элементы картины были связаны с композиционным узлом, обеспечивая целостность его восприятия.
Что может стать главным композиционным узлом? Отдельно стоящее дерево – солитер – либо красиво цветущий кустарник, штамбовая форма, группа из валунов с цветами, маленький водоем. Но при этом надо помнить, что для хорошего обзора отдельного дерева или кустарника (и любого другого вертикального элемента) расстояние до него должно быть не менее двойной, а лучше – тройной его высоты, тогда угол восприятия композиции считается оптимальным.
В небольшом саду видовые картины могут быть не только замкнутыми, но и направленными из сада на окружающий ландшафт — реку, лес, водоем. В этом случае они зрительно увеличивают площадь садового участка, и он становится частью природного окружения.
Очень часто дополнительной проблемой наших участков являются заборы, которые прерывают любую перспективу, как бы вы ее не выстраивали. На маленьких же территориях, помимо забора, как правило, сад окружают еще и многочисленные постройки, не всегда имеющие единое стилистическое и цветовое решение. Однако можно улучшить ситуацию, используя некоторые приемы:
• светлый забор предпочтительнее темного — он не будет так сильно давить на зрителя, создавая впечатление замкнутого бокса
• цвет ограждения выбирайте либо в соответствии с цветом построек, либо нейтральный – светлое натуральное дерево, светлая штукатурка. Это идеальный фон для небольшого сада, не конкурирующий с растениями (зеленый забор на небольшом расстоянии будет не сливаться с растениями, а наоборот, «приближаться» к зрителю)
• то же самое касается посадки лиан вдоль всей границы участка, особенно – растений с крупными, фактурными листьями (например, девичий или амурский виноград, хмель). Мозаика темных листьев, сплошь покрывающая забор, оптически приближает его к зрителю. Таким образом, вы не замаскируете ограду, а наоборот – привлечете внимание к границам сада
• необходимо делать разрывы в посадках, чередовать различные растения вдоль забора, располагать их на разном расстоянии от ограды – то ближе, то дальше
• линия забора не обязательно должна быть одной высоты. Например, если вы поднимете углы относительно всего фронта, то это поможет создать иллюзию глубины садика.
Если есть возможность, то забор лучше установить так, чтобы он образовывал небольшие ниши или имел форму плавного зигзага. Тогда в получившемся пространстве можно разместить растения не по линеечке (она только подчеркивает границу участка!), а то дальше, то ближе от зрителя. Композиция будет смотреться более объемно и интересно.
Это можно сделать, например, используя тую западную или стриженые живые изгороди из кустарников. Если места совсем мало, можно на небольшом расстоянии от забора расположить шпалеры или решетки для лиан, оставив между отдельными секциями ритмичные промежутки.
- Главная
- →
- Выпуски
- →
- Дом
- →
- Ландшафтный дизайн
- →
- Прелести неровного рельефа
Ландшафтный дизайн
Группы по теме:
Популярные группы
- Рукоделие
- Мир искусства, творчества и красоты
- Учимся работать в компьютерных программах
- Учимся дома делать все сами
- Методы привлечения денег и удачи и реализации желаний
- Здоровье без врачей и лекарств
- 1000 идей со всего мира
- Полезные сервисы и программы для начинающих пользователей
- Хобби
- Подарки, сувениры, антиквариат