Некоторые вещи люди не перестанут делать даже в кризис: смотреть, как работают другие люди, или, например, делать ремонт.
По итогам 2015 года на российском рынке зафиксировалось первое с 2009 года падение розничных продаж товаров для дома и ремонта — так называемой категории DIY (Do it yourself). Ожидалось, что ситуация не изменится и в 2016-м. Эксперты аналитического агентства INFOLine связывали эту ситуацию с уменьшением количества строящегося нового жилья и финансовым кризисом, в котором оказались многие потенциальные клиенты.
Тем не менее не все дизайн-прогнозы оправдались: с начала нынешнего года наблюдается рост в сегменте товаров для сада, причем, по некоторым данным, продажи семян опережают цветы.  Что логично, ведь дача традиционно воспринимается как приложение к огороду, на котором можно вырастить все, чего вам не хватает (или не устраивает) в магазине.
К тому же именно там многие собираются проводить отпуска: согласно статистике туристического сервиса Skyscanner, 13% россиян планируют отдохнуть на даче. При этом 20% решили вообще остаться дома, а 18% остаться на лето работать, что только повышает шансы провести выходные на приусадебном участке.
Российские дизайнеры интерьеров, декораторы и архитекторы смотрят в будущее с некоторым оптимизмом. Большинство занятых в бизнесе по ремонту и дизайну жилья специалистов планируют не только остаться на плаву летом 2016-го, но даже и увеличить рост доходов. А 30% успешных дизайн-бюро даже в прошлом году зафиксировали рост прибыли.
«Некоторые проекты действительно приостанавливались, — рассказывает эксперт сайта Houzz, архитектор Дмитрий Букач. — Однако сейчас наблюдается оживление интереса к проектам интерьеров и загородных домов среднего и верхнего ценового сегмента, так что я надеюсь на улучшение ситуации».
 Хотя российский мидл-класс снова оживился, теперь он не готов платить за все подряд и даже начал диктовать условия. «Многие дизайн-бюро и компании корректируют ценовую политику, а это балансирует процесс «спрос — предложение» на рынке дизайнерских услуг, — отмечает руководитель студии «Уютная квартира» Наталья Преображенская. — Кроме того, сейчас горячий сезон для дизайнеров, так как ремонт клиенты в основном делают весной и летом.
И сейчас приходят так называемые отложенные заказчики, с которыми уже налажен контакт и которые созрели для ремонта».
Специалисты отмечают, что нынешняя ситуация на рынке может оказаться в определенном смысле выгодной для потребителей. Конкуренция среди борющихся за их внимание дизайнеров возросла, что должно повлиять на качество услуг и количество приятных бонусов. При этом ненадежные компании могут просто уйти с рынка.
«Появилась новая категория клиентов, которая приглашает дизайнера на стадии покупки недвижимости, чтобы вместе с ним оценить потенциал будущего жилья и возможные риски и ограничения, — рассказывает дизайнер и декоратор Женя Жданова, основатель интерьерного онлайн-бутика DivaDecor.ru. — Другая часть запросов касается изменений в интерьере недвижимости, которой уже пользуются: летом многие клиенты просто хотят что-то в своей жизни поменять».
В числе трудностей, с которыми пришлось столкнуться, практикующие профессионалы отрасли предсказуемо называют рост цен (почти на 25% в рублевом эквиваленте). Правда, в валюте цены в целом сохранились на докризисном уровне, а местами даже снизились: так европейские поставщики, ориентированные на отечественный рынок, среагировали на снижение спроса из России.
Сработали и общие тревожные настроения. «Кроме валютных колебаний негативное влияние на рынок товаров для интерьера оказали и санкции, введенные против России, — убеждена Женя Жданова. — Несмотря на то что они напрямую не относились к нашей сфере, ожидания клиентов были достаточно пессимистичными. Заказчики ожидали риски непоставок, трудности с таможенной очисткой и даже непредсказуемые проблемы с производством на фабриках. Интересно, что по факту ни с какими из вышеперечисленных проблем мне за последние два года столкнуться не пришлось. Однако мы об этом постоянно думали и говорили».
«Кризис также ведет к тому, что клиенты экономят, например, на авторском надзоре и готовы заниматься закупкой по смете самостоятельно или вообще заказывать проекты с мебелью напрямую у производителей, — отмечает Наталья Преображенская. — Это снизило процент заказов для нас приблизительно на 35%».
Дизайнеры и архитекторы отмечают рост интереса клиентов к товарам отечественного производства. «Имеется явная тенденция, например, в сегменте осветительных приборов — использовать много светильников российского производства в сочетании с несколькими акцентными светильниками известных мировых производителей. На «АрхМоскве-2016» я видел много интересных российских производителей отделочных материалов и предметов интерьера», — рассказывает Дмитрий Букач.
Что можно посоветовать людям, которые планируют делать ремонт в ближайшее время? Если он необходим — не откладывать, внимательно подойти к выбору дизайнера и трезво оценить собственные потребности и возможности.
«Ремонт в любом случае требует немаленьких затрат, и на сегодняшний день эти затраты обещают только расти, — убеждена Наталья Преображенская. — Но в определенном смысле кризис — благоприятное время для того, чтобы затеять ремонт: он способен повысить стоимость продаваемого или сдаваемого в аренду жилья как минимум на 25%, обеспечив вам выгодную сделку.
Если делать его для себя, это существенное повышение качества жизни и помогает нивелировать депрессивные настроения».
«Стоит делать ремонт разумно, рационально рассчитав его стоимость по сравнению со стоимостью самой квартиры, — рекомендует Дмитрий Букач. — Но не забывая и о своих вкусовых предпочтениях, чтобы потом нормально себя чувствовать в этом интерьере».
Для снижения рисков поинтересуйтесь образованием, квалификацией архитектора или дизайнера, отзывами предыдущих клиентов, качеством уже реализованных проектов, возможно, наличием наград и дипломов. Но и молодым дизайнерам стоит дать шанс: они могут добиться впечатляющих результатов.
В любом случае хороший профессионал поможет не потратить лишнего и даже сэкономить. «Грамотный дизайнер найдет уникальные решения для вашего пространства, проконтролирует качество строительства, поможет избежать переделок, найдет альтернативы материалов и приемов», — поясняет Женя Жданова. И главное, он поможет создать пространство, где вам будет по-настоящему комфортно.