Что такое поп-арт в нашем понимании? Спросим любого просвещенного читателям, и нам назовут – много пластиковой мебели, яркие цвета, портрет Мэрилин Монро и веселые 60-е. На самом деле поп-арт многограннее. И трактовки этого стиля сегодня только вырабатываются. Что же окажется главной характеристикой стиля, пока до конца не ясно. Но скрытые смыслы уже манят воображение тех, кто любит все новое и хочет отказаться от привычной заурядности устоявшихся дизайнерских решений.

Название направления имеет две основных трактовки: сокращение от «popular art» (англ. популярное искусство) или «звукоподражание» (pop – хлопок, удар; в таком значении слово употреблялось в комиксах, значение которых в эстетике поп-арта, думаем, понятно). Расцвет поп-арта как направления в искусстве пришелся на 60-е годы прошлого века, при том, что «временные рамки» его визуальных образов (голливудские звезды, образы гангстерского кино, культовые персоны эстрады, политики, а также неодушевленные (уже безо всяких сомнений) предметы, такие как хрестоматийная банка супа Campbell и Coca Cola), гораздо шире: это 1930-70-е годы.

В поп-арте удивительным образом переплелись почти все феномены культуры XX века. Это и рефлексия по поводу общества потребления. И реакция на массовизацию культуры, эстетики, искусства, то есть попытка найти индивидуальности в мире массовой штамповки если не вещей, то идей. И стремление к эксцентричности, легкости, жизнерадостному оптимизму в периоды кризиса. И понимание роли оптических эффектов в построении интерьера, смелые эксперименты с материалом, визуальными образами, пространством. И поиск новых технологий производства, основанных на массовом (дешевом) производстве и максимально индивидуальном стиле потребления. Практически все эти идеи имеют сегодня смысл и оправданы – экономически и психологически.

Интересно, что гуру поп-арта знаменитый Энди Уорхолл жил и работал вовсе не в разноцветной комнатенке, похожей на детскую, а в строгом нью-йоркском лофте, то есть бывшем заводском цеху, переделанном под жилье, с огромными окнами, стальными конструкциями, ничем не прикрытыми кирпично-бетонными стенами, и из всей интерьерной палитры предпочитал исключительно серебряную краску из баллончика, которой красил все, что видел вокруг себя, а вот яркие цвета он оставлял для картин, то есть не для себя, а на продажу.

Поп-арт неизменно воспринимается как американский стиль. В сущности, так оно и есть. Однако не лишним будет напомнить, что его отец-основатель – Энди Уорхолл – в некотором роде наш «брат-славянин». Его настоящее имя - Андрей Варгола, этническая принадлежность – русин (закарпатские славяне, недалекие «родственники» двоюродных нам украинцев).

Для поп-арта характерны ярко-белые комнаты, геометрические фигуры небольших размеров. Среди дизайнеров, работающих в этом стиле, особой популярностью пользовался пластик, а также необычные материалы или старые, поддержанные или сломанные вещи.

«Каталоги Сагалова» обсудили перспективы поп-арта на нескольких популярных дизайнерских и архитектурных форумах. Вот наиболее необычные высказывания из этой ветки обсуждения:

Поп- и другие «арты» хороши для помещений общественных, для создания сиюминутных настроений, ориентированы на потребу толпе, поэтому не стоит примерять конкретный стиль к своему дому.

Вся проблема в трактовках. Если трактовать примитивно, то это Монро, Уорхолл с копной на голове, баксы и суп этот в банках. Мягко говоря, скажем, неоднозначные символы, особенно в сегодняшнем российском дискурсе.

Поп-арт – это, по-моему, одно из наиболее интересных направлений на сегодня. Яркость и броскость – их так не хватает.

Этот стиль никогда не будет в России массовым. Но именно этим и хорош. Те, кто рискнет пойти на такой эксперимент, получат уникальность. Смешно, но уникальность будет за счет самого масскультурного стиля в искусстве. Но у нас же особенная страна!

В поп-арте меня всегда привлекала визионерская составляющая: поработать с графикой, сложными линиями, в черно-белой стилистике - это такие возможности открывает! А чтобы не пугать заказчика, я вообще не говорю слова «поп-арт».

А вот какие комментарии удалось получить редакции журнала «Каталоги Сагалова» непосредственно от самарских дизайнеров и архитекторов. Мнения и отношение к этому стилю абсолютно разные, интересные и даже неожиданные.

Дмитрий Борщенко

На мой взгляд, поп-арт на сегодняшнем этапе – направление совершенно бесперспективное, ведь это суррогат искусства, направленный на создание общества абсолютного потребителя, «хавающего» все, что дадут.

Ясно, что это определенный бренд, поддержанный и материально, и политически. А сам Энди Уорхолл, один из ярких представителей поп-арта, оказался его заложником. Будучи апологетом этого стиля, он не мог проявить себя, как свободный творец, не мог писать картины, выражающие полет его души. Это была трагедия художника.

После смерти Энди Уорхолла, среди его личных вещей было обнаружено большое собрание полотен известных мастеров живописи, включая Вермеера. Энди пополнял коллекцию в течение всей жизни, преклоняясь перед величием и мастерством художников ушедших эпох. Выполняя условия коммерческого договора, Энди мог работать в довольно узких рамках, обозначенных продюсерами проекта.

Рекомендую посмотреть фильм «Basquiat» (реж. Джулиан Шнабель 1996г), где достаточно подробно показан творческий процесс создания «уникальных» полотен Энди. Художнику и помощникам, в процессе поиска композиции, иногда приходилось мочиться на холст, потом заливать его красками и т.д… На вернисажах работа уходила за десятки тысяч долларов. Не могу назвать такой процесс создания работ творчеством. Совершенно не могу представить себе Ван Гога или Кандинского за такой работой. Сомневаюсь, что дизайн в стиле поп-арта будет востребован в жилых интерьерах, он больше подойдет для эпатажных клубов. Вряд ли кто-то захочет разместить у себя в гостиной на стене огромную обертку сникерса, купленную по цене автомобиля.

Наталья Климова

Поп-арт – один из немногих стилей, «есеядных» и совместимых с другими. Разве что, кроме стиля модерн (ар нуво, югендстиль, сецессион, либерти). Доза поп-арта может снизить, к примеру, излишний пафос классики и обнаружить широкие взгляды и чувство юмора.

Кто может интересоваться стилем поп-арт, кто может идентифицировать себя через предметы и окружение в этом стиле?

Можно выделить условно три различные группы:

«Непритязательные»

Это безразличные к любой эстетике, не различающие стилей, эконом-рационалисты. В предметном ряде поп-арта их подкупит понятная адресность образов и низкобюджетность материалов: пластик, пластмасса, дешевые заменители и т.д.

«Молодые»

Не только по возрасту, но и по духу. Им импонирует философия стиля, отрицающего общепринятое, бунтарский характер искусства и дизайна.

«Продвинутые»

Это знатоки, ценители мебельных и дизайнерских раритетов, коллекционеры, разбирающиеся в вопросах своеобразной эстетики стиля. Большой роли не играет масштаб пространства, но выигрышнее, впрочем, как и любой другой стиль, поп-арт работает в больших помещениях.

Александр Елисеев

История архитектуры, как очень «материального» искусства, тесно связана с историей развития строительных конструкций. Поп-арт же пока не нашел в архитектуре своей материальной оболочки, поэтому большая часть проектов этого течения даже не предполагало воплощения, а существовала в рамках так называемой «бумажной архитектуры». Поп-арт поставил под сомнение такие значимые понятия в архитектуре, как долговечность и качество. Кстати, продукция IKEA вполне укладывается в концепцию поп-арта – дешево, функционально и … из пластмассы. Кроме того, этот стиль требует остро следить за модой, что позволяет ему выражать себя, если не в архитектуре, то в дизайне. Но в России, я думаю, спрос на подобный дизайн будет стильно ограничен, потому что успешные, состоятельные люди со своими амбициями вряд ли смирятся с дешевыми, недолговечными материалами, а среди средне-обеспеченных дизайн мало используется, как услуга.

Хотя, возможно, этот стиль будет востребован молодыми «мажорами», с характерным для современной молодежи «клиповым», эмоциональным потребительским мышлением. А с ростом применения новых «космических» материалов и технологий в строительстве, стиль поп-арт, возможно, найдет свое материальное воплощение и в реальной архитектуре. Производятся ж в Японии подразделением «Тойота» дома, как машины на конвейере.