Бидермейер (или Бидермайер от немецкого Biedermeier) – стиль, который возник в 1810-х годах, распространился по всей Европе, особенно пышно расцвел в Австрии и Германии и продержался до европейских буржуазно-демократических революций 1848-1849 годов. Бидермейер – это полностью буржуазный стиль, в котором отразилось стремление среднего класса, уставшего от наполеоновских войн и неспокойной политической обстановки, к спокойной и упорядоченной жизни.

Немецкое «bieder» переводится как «простодушный, обывательский». В целом «Бидермайер» переводят в двух вариантах: «простодушный господин Майер» и «бравый солдат Майер». Свое насмешливое название стиль получил от псевдонима «Готлиб Бидермейер», под которым немецкий поэт Людвиг Айхродт печатал в журналах эпиграммы и произведения, которые пародировали стихи некого школьного учителя С.Заутера. Этот Заутер отличался мещанскими вкусами, писал романтические стихи, в которых прославлял невинные радости земного бытия, и умудрялся быть счастливым в своей маленькой комнатушке на не престижной должности сельского учителя. Сам термин Biedermeier относительно к стилю в искусстве был впервые применен в 1894 году.

Название стиля довольно точно выражает его сущность. Главная особенность стиля бидермейер, это домашний уют и удобство обстановки. Бидермайер вырос в мещанской среде среднего класса на образцах дворцовых стилей – классицизма и ампира. Поэтому в бидермейере прослеживаются те же формы и мотивы, только в мягком, скругленном и «одомашненном» виде. Иногда бидермейер называют смесью ампира и романтизма. Несмотря на свое мещанское происхождение, стиль бидермаейр проник и в дворцовые интерьеры, привнеся домашний уют в высшие слои общества.

Стиль бидермейер в интерьере

Заслуга эпохи стиля бидермейер перед последующими поколениями заключается в том, что впервые в истории европейских стилей в жилом интерьере на первое место вышли простота, комфорт и удобство. Это первый европейский стиль интерьера, предназначенного для обычной жизни, а не для «театральной показухи». Для стиля бидермайер характерно прославление простых человеческих радостей, домашнего уюта и семейных ценностей. Критерием полезности любого предмета интерьера считались практичность, доброкачественность, целесообразность.

Интерьер в стиле бидермейер отличается выдержанностью пропорций и производит целостное впечатление, все спокойно, уютно и без вычурности. Помещения просторные и светлые, стены подчеркнуты и разделены членениями в форме элементов архитектурного ордера и оклеены обоями с цветочными или полосатыми узорами в светлых тонах. Потолки, как правило, сводчатые, оконные проемы глубокие, украшенные воздушными муслиновыми занавесками. В одном из углов помещения обязательно присутствует изящная белая печь в круглой нише. На стенах развешиваются миниатюры, гравюры и акварели. В целом интерьер в стиле бидермайер служит образцом веселого и уютного жилья.

Во времена бидермейера в буржуазной среде возникает понятие «чистая комната» - комната для приема гостей в подражание салонам аристократов. Эту комнату обставляли с особой заботой, именно она должна была показывать благосостояние хозяев. Типичный атрибут «чистой комнаты» - небольшие стеклянные серванты с коллекцией безделушек и фарфора. Интерьеры в стиле бидермейер особенно богаты сентиментальными сувенирами и украшениями, музыкальными часами и вышивками. Картины на стенах носят камерный характер, в живописи преобладают бытовые сценки с тонко прорисованными деталями.

Мебель в стиле бидермаейр не предмет украшения, она удобна и практична. Формы естественные, линии плавно изогнутые. В мебели стиля бидермейер широко применялась техника фанерования. Бидермаейр иногда называют эпохой светлого дерева, так как мебель делалась их светлых пород: ясени, вишни, березы, сосны, груши и клена. Мастера того времени очень тонко умели подчеркнуть естественную красоту дерева, декоративные техники для оформления мебели практически не применялись. В это время появились первые образцы истинно столярной по характеру мебели, свободной от архитектурных форм. Большая часть современных типов мебели появилась именно в эпоху стиля бидермейер.

Мебель бидермейера можно узнать по таким признакам, как плавно изогнутые спинки и локотники кресел, диванов и стульев, а также гнутые и точеные ножки. В оформлении спинок, локотников и ножек иногда применяли резные фигуры лебедей и грифонов, мотивы рога изобилия и растительные орнаменты. В качестве обивки используется ситец с цветочным рисунком или полосатый репс. Облицовочные ткани часто прибиваются гвоздиками с большими фарфоровыми шляпками. Кровати стиля бидермейер просты по конструкции, головные и ножные щиты одинаковы по высоте, поверхности гладкие и без украшений. Балдахины, широко распространенные в предыдущих стилях, в это время вышли из употребления совсем. Обеденные столы в стиле бидермайер, как правило, круглые, зато опорные конструкции могут быть очень разнообразны.

Обстановку стиля бидермейер дополняют витрины, этажерки, угловые шкафчики, трюмо, спинеты (клавесины небольшого размера). Обязательное украшение интерьера в стиле бидермайер – комнатные растения, которые устанавливают на различных подставках в цветочные корзины и вазы. Декоративное убранство завершают красиво задрапированные занавески, цветастые скатерти и покрывала, которые часто украшаются вышивкой.