Энергоэффективные и энергосберегающие технологии в России – модная тема для светского разговора. Применение этих новшеств остается лишь отважным экспериментом. Почему это так? И ждать ли нам перемен?
Экономия или эффективное использование энергии и природных ресурсов – мировой тренд. Однако, если у них это не только разговоры, но и дело, то у нас это лишь единичные примеры первопроходцев. Безусловно, настанет время, когда это будет обыденностью, когда наши потомки, даже не правнуки, не будут представлять себе другой быт. Но это такое отдаленное будущее, что в него просто не верится, хотя на Западе такие дома –действительность.
Разговор или реальность?
Скорее всего, прогрессивность Запада связана с тем, что там тема энергоэффективности появилась почти пятьдесят лет назад, а у нас– в конце первого десятилетия 2000-х. И все просто, логично, правильно и даже прибыльно для потребителя. Например, американец Лоуренс Полак, заместитель генерального директора компании Colliers International, как-то привел в пример энергосберегающие технологии, которые используются в США при строительстве и обслуживании объектов коммерческой недвижимости. Самые популярные – использование дождевой воды, озеленение крыш и солнечные батареи. Так дождевая вода вполне пригодна для различных хозяйственных нужд: уборки, поливки и даже для смывной системы в унитазах. Особенно эта технология актуальна в регионах, где есть дефицит воды. А вот на крыше достаточно часто разбивают газоны, высаживают деревья и кустарники. Это позволяет оптимизировать затраты на отопление или охлаждение воздуха в самом доме, так как зеленое покрытие на крыше создает своего рода «многослойный пирог», который ценен зимой за дополнительную теплоизоляцию, а летом позволяет снизить затраты на кондиционирование. Кроме того, такая крыша – дополнительная звукоизоляция и шумопоглощение. Про солнечные батареи известно каждому, поэтому расхваливать их не имеет смысла.
Итак, эти модные технологии внедряются в жизнь. Их применение, действительно, имеет эффект. Однако, это дорогое удовольствие. Полак отмечает, что окупаемость таких проектов происходит лишь через 10-15 лет. Безусловно, такая ситуация ничем не привлекает инвестора, поэтому в странах, где развиваются и внедряются энергоэффективные и энергосберегающие технологии участвует государство. Например, в США происходит снижение арендной ставки на землю. Если говорить о способах правительства повлиять на этот процесс, то существует, по крайней мере, два пути. Генеральный директор управляющей компании «Экодолье» Константин Филиппишин считает: «Для изменения ситуации к лучшему необходимо вмешательство государства. При этом воздействовать можно как отрицательными мерами - запрещать, проверять, лицензировать; так и положительными – субсидировать, доплачивать, выделять гранты на строительство энергоэффективного и экологичного жилья».
Почему не у нас?
Если говорить обо всех этих технологиях применительно к нашей стране, то вывод напрашивается один – в них никто не заинтересован. Это не надо ни государству, ни нам с вами. Екатерина Румянцева, председатель совета директоров Kalinka Real Estate Consulting Group, отмечает, что сейчас компании, применяющие инновационные технологии и материалы, не имеют не только никаких преференций, но и испытывают и другие трудности. «Нет производства качественных российских материалов, а чтобы закупать импортные, надо платить высокие таможенные пошлины. Неудачи кроются также в нормативных барьерах - все СНИПы, инженерно-технические нормативы и регламенты давно устарели». В России никто такое строительство не поддерживает и не продвигает, таких организаций нет, нет и инновационных центров, которые бы предоставляли объективную информацию по всем новым технологиям, проводили образовательные программы, экспертизы, давали заключения по законопроектам и т. д.
«Зеленое» строительство не надо и самим россиянам. Александр Дубовенко, учредитель компании «ГУД ВУД», считает, подтолкнуть девелоперов к строительству таких домов может только спрос: «Если мы построим поселок с применением энергосберегающих технологий, и у нас будут какие-то преимущества по продажам, то конечно, мы его будем строить, и будем пытаться этот продукт продавать. Но если мы построим поселок и в итоге получим ту же стоимость, тот же спрос, то это будет одна из «фишек», которая не особенно зацепит клиента. Клиента намного больше зацепит наличие какого-нибудь детского сада, аквапарка, пруда или зоопарка. Нет спроса – мы ничего не будем делать». А у нас нет спроса на эти объекты! У нас нет гражданского сознания, нет в этом вопросе гражданской позиции, к природе мы относимся исключительно с позиции потребителя. Здесь также надо учитывать, что большинство населения не могут купить себе никакой квартиры, не говоря уже про жилье в энергоэффективных или энергосберегающих домах. Кроме того, стоимость ресурсов у нас значительно ниже европейских расценок. Наверное, когда счета за квартиру будут выше в разы, мы почувствуем экономическую разницу между обычным домом и технологичным, у нас появится спрос.
О дороговизне
Итак, все как всегда свелось к деньгам. Идея хорошая, воплотить можно, но кто за это платить будет. Инвестор в убыток работать не будет, покупатель переплачивать за какие-то будущие бонусы не готов. Но дорого ли это на самом деле?
Все участники рынка недвижимости однозначно заявили – дорого. Любой проект с применением новейших технологий по сбережению энергии или ее эффективному использованию дороже обычного на 20-25 %. Кроме того, западный пример не всегда применим у нас. Казалось бы, использование дождевой воды в хозяйстве – отличная идея. Но Александр Головачев, технический директор компании Colliers International FM, отмечает, что в нашей стране нет дефицита с водой, тарифы на нее одни из самых низких в мире, поэтому такое техническое решение для наших девелоперов просто станет дополнительным расходом. Кроме этого, городская дождевая вода – химически активная субстанция, которую нельзя использовать без очистки. А поэтому для ее использования необходима организация специальной инженерной системы, где вода будет очищаться до допустимых норм. Это требует финансов и площади.
Однако нельзя однозначно утверждать, что энергоэффективное строительство всегда очень дорого. Эксперты компании RDI, которая имеет реальный опыт строительства таких зданий, заявляют: «Нельзя спрогнозировать на все сто процентов, во сколько обойдутся застройщику проведение мероприятий по энергоэффективности. Цифры здесь могут быть совершенно различными. Зависит это от профессионализма архитекторов и вовлеченных специалистов, а также от поставленных целей. Например, до 50 % энергосбережения можно добиться только за счет архитектурных решений, что в свою очередь может ничего не стоить с точки зрения затрат на материалы или технологии. Пример – Пригород «Южная Долина». Генплан проекта разрабатывался с возможностью энергосберегающей меридиально-орентированной посадкой домов, таким образом, мы добавились максимальной освещенности внутри помещений в любое время года. В итоге получили экономию безо всяких нанотехнологий!» Они также подчеркивают, что часто люди считают, что мероприятия по энергосбережению стоят гораздо дороже, чем это есть на самом деле. Например маркизета, которая способна защитить летом дом от перенагревания, стоит всего 2000 рублей, но при этом она может на 90 % снизить затраты на кондиционирование в помещении.
Наши пионеры
Но пионеры есть везде. На российском рынке есть компании, которые строят энергоээфективные дома. Почему они это делают, ведь государство в этом не помогает, и ажиотажного спроса тоже нет?
Компания RDI применяет такие технологии в своих проектах. Например, дома «Западной Долины» на 20 % превышают требования СНИПов по энергосбережению. Кроме этого, компания участвовала в реализации проекта «Активный дом», который потребляет в 10 раз меньше ресурсов, чем простой дом с аналогичным набором прочих строительных характеристик. До сих пор домов с такими показателями в Подмосковье больше не существует. Зачем она это делает? Однозначно, дополнительной прибыли в этом нет никакой, но именно так компания «обкатывает» современные технологии: «Для компании «Активный дом» - это некий концепт-кар, на базе результатов тестирования которого, мы планируем при сохранении всех базовых энергоэффективных характеристик строить более доступное жилье и запускать его в массовый сегмент».
Компания «Экодолье» изначально ориентирована на принципы «зеленого» строительства, поэтому она организуем на своих проектах мероприятия экологической направленности: по раздельному сбору бытовых отходов, утилизации источников питания и энергосберегающих ламп, внедряем детские образовательные программы по бережному отношению к окружающей среде. Безусловно, «Экодолье» строит энергоэффективное жилье: поселок «Экодолье Ориенбург», где один из домов имеет даже нулевое энергопотребление, поселок «Экодолье» в Обнинске. Для компании эти проекты являются экспериментом, но она уверена, что именно за такими проектами будущее.
Компания TEKTA GROUP также в своей работе ориентируется на международные стандарты жилищного строительства и использует энергосберегающие технологии. Например, вентилируемого фасада позволяет уменьшить теплопотери и сократить расходы электроэнергии, используемой для обогрева помещений. А уникальные световые дворы обеспечивают максимальное естественное освещение всех помещений жилого комплекса. По мнению Алексея Балыкина, директора департамента техзаказчика, эти инновации улучшают имидж компании.
Итак, первопроходцы есть, и они убеждены, что рынок придет именно к такому строительству.
- Главная
- →
- Выпуски
- →
- Дом
- →
- Полезные советы
- →
- Зачем строить энергоэффективный дом?
Полезные советы
Группы по теме:
Популярные группы
- Рукоделие
- Мир искусства, творчества и красоты
- Учимся работать в компьютерных программах
- Учимся дома делать все сами
- Методы привлечения денег и удачи и реализации желаний
- Здоровье без врачей и лекарств
- 1000 идей со всего мира
- Полезные сервисы и программы для начинающих пользователей
- Хобби
- Подарки, сувениры, антиквариат