В человеке все должно быть прекрасно. А в его загородном доме этот принцип, воспетый классиком, следует распространить повсеместно: не только на интерьеры, но и на «внешность». Что может быть прекраснее, чем архитектура периода Ренессанса или belle epoque? Тем более что с легкой руки современных зодчих и производителей стройматериалов реплики архитектурных шедевров стали доступны потребителю.

Пилястры! Пилястры!

Если каменные изразцы коринфских капителей мастера ваяли годами, то в век развитых технологий проблема создания неповторимого фасада решается поиском и стыковкой нужного подрядчика с продавцом. Ведь, как правило, изделия изготавливаются под конкретный случай и исходя из конструктивных параметров здания. Античное наследие давно стало достоянием строительной номенклатуры и воссоздается практически в любом материале, будь то натуральный или искусственный камень, гипс, стеклопластик или пенополистирол. Тонкое искусство заключает ся в выборе подходящего материала за свои деньги.

Рынок насыщен продукцией мелких узкоспециализированных фирм-производителей. Обычно они составляют ассортимент на основе какого-то одного вида материала — искусственного камня, стеклопластика или полимерного сырья. При этом выпускается полный набор элементов декора для оформления фасада, обустройства балюстрад или ландшафтного дизайна.

Элементов великое множество. Практически на каждое название из хрестоматии по архитектурным формам найдется достойный ответ. Арки, колонны, порталы, пилоны, портики, филенки, карнизы, наличники и подоконники, замковые камни, русты и цоколи — все это можно сделать на заказ для декорирования фасада. И даже изготовить готический фиал со скульптурным навершием или классическую квадригу (для какого-нибудь изысканного проекта). Почему нет? А уж цветочные корзины и медальоны для украшений колонн или фронтонов предлагаются сегодня в мног ообр азии.

Лепота…

Готовые архитектурные элементы фасада предлагаются в нескольких видах материала. Это искусственный камень, имитирующий натуральный, архитектурный бетон, гипс, а также разнообразные полимеры. Что касается натурального камня, то охотников связываться с ним в отделке фасада загородного дома иначе как эстетами не назовешь. На рынке без труда можно найти компании, предлагающие изготовление фасадного декора из мрамора, гранита, доломита, травертина по уникальным чертежам заказчика. При известной разнице в цене и возможностях современных композитных материалов затраты на сооружение мраморных карнизов кажутся неоправданными. Впрочем, это, как говорится, дело принципа и размера кошелька.

Так какой же материал предпочесть, если натуральный камень дорог и очень трудоемок в работе, а поведение пенополиуретана в силу его недавнего прихода в наружный декор мало изучено. Ну и для гипса климат у нас не тосканский.

Первыми требованиями к материалу, которому уготована судьба стилизованного наружного декора, должны быть прочность (или устойчивость к внешнему воздействию) и пластичность (для передачи малейших нюансов формы).

Даже натуральный камень подвержен воздействию климата и времени: трещины и сколы придется регулярно реставрировать. При этом все материалы, получаемые на основе полимеров и посредством разного рода литья и прессования, принимают любую форму и долго сохраняют ее без внешних дефектов. Более пластичные искусственного происхождения на перепады температуры практически не реагируют и трещин не образуют.

Простой пример неустойчивого к внешним воздействиям натурального материала — гипс. Он и пластичен, и хорош для производства тончайших деталей. Застывая, гипс немного увеличивается в объеме, заполняя собой мельчайшие пустоты, и это идеальный вариант при воспроизведении элементов стиля барокко. Но при всей своей непогрешимости гипс наделен недостатками, которые можно было бы отнести к издержкам породистости: хрупкость, склонность образовывать трещины при перепадах температуры и неустойчивость во влажной среде. Скорее он адресован декору внутреннему.

Более устойчив к внешним воздействиям искусственный камень. Он идеален для обрамления внешних фасадных арок, оконных и дверных проемов. А декоративные наличники из него не потребуется реставрировать, поскольку этот материал сохраняет первозданный вид долгие годы.

Из искусственного камня выкладываются и руст, и цоколь, делаются порталы, колонны, пилоны и целые ротонды. По уверению специалистов, от аналогичных элементов из натурального камня они отличаются разве что выгодной ценой.

Искусственный песчаник, например, характеризуется долговечностью. В его состав входит высококачественный портландцемент, обладающий, помимо повышенной температурной устойчивости (70 лет эксплуатации без видимых следов разрушения структуры), еще и способностью сохранять эстетичность. Суперпластификатор придает искусственному песчанику высокие показатели прочности на сжатие (35 мПа). Песок применяется мелкодисперсный, что определяет изящную фактуру, а кроме того, обеспечивает высокие показатели водопоглощения — не более 5%. Из искусственного песчаника можно изготовить любой нестандартный элемент, а технология производства предполагает широкую цветовую гамму.

Многие специалисты считают его универсальным материалом как для отделки фасадов зданий, так и для изготовления элементов внешнего декора. К тому же подкупает полное сходство с натуральным камнем по текстуре и палитре при неприхотливости в течение десятков лет эксплуатации.

Многогранный бетон

В производстве архитектурных фасадных элементов из искусственного камня используется прежде всего бетон, в который добавляется гранитная и мраморная крошка или иные наполнители. Особняком стоит архитектурный бетон. Это материал на основе серого или белого портландцемента, получаемый методом виброформования или литья в специальной оснастке. Сфера его применения широка: от тротуарной плитки до скульптурных изделий неограниченной длины и всевозможных цветов. Он с легкостью имитирует любую поверхность и воссоздает декор вполне античного вида. Однако рассчитывать на него при обустройстве массивных фрагментов фасада (подоконных карнизов, портиков или декоративных наверший фронтона) не стоит: солидный, увесистый материал можно закрепить не на всякой поверхности.

Арки, балясины и балюстрады из архитектурного бетона, малые формы, включая вазоны и фонтаны, выглядят и служат превосходно. Всяк хорош на своем месте, ведь не зря же в диалектике строительного искусства этот материал пришел на смену все тому же натуральному камню и гипсу.

Более совершенный родственник архитектурного бетона — стеклофибробетон — из-готавливается из мелкозернистого бетона и армирующих элементов стекловолокна (так называемого фиброволокна). Считается, что его применение существенно сокращает строительные расходы, повышая эксплуатационные характеристики готового изделия. Выпускается этот материал для разных целей. Нас же интересует стеклофибробитон декоративный, используемый для производства архитектурного декора и скульптурных форм. Помимо прочностных характеристик, он отличается огнестойкостью и водоотталкивающими свойствами, малым весом и простотой изготовления. В отличие от архитектурного бетона, стеклофибробетон мало повышает нагрузку на несущие конструкции здания.

Универсальный пластик

Пенополиуретан стал находкой для архитекторов благодаря разработкам 1970-х годов в Соединенных Штатах. С тех пор материал постоянно усовершенствуется (как за океаном, так и в Европе). По отзывам компаний, работающих с пенополиуретаном, существует немного его отечественных производителей. А законодателем мод в полимерной лепнине является Бельгия.

Полиуретан заливается в форму, расширяется и затвердевает, затем вынимается и покрывается грунтовкой, усиливающей его защитные свойства. Из этого материала делаются колонны, русты, молдинги, карнизы, барельефы практически любой требуемой конфигурации или рисунка.

Считается, что пенополиуретан вполне можно сравнить с деревом. Он перенял лучшие качества древесины и изжил ее недостатки. Изделия из пенополиуритана пилятся и зашкуриваются, подгоняются под выпуклые и вогнутые основы, в них можно вбивать гвозди. При этом полимер не подвержен гниению, не трескается и не интересует прожорливых насекомых. Этот материал смотрится как гипс, в отличие от которого не желтеет и не крошится.

Монтаж таких изделий прост до гениального: для крепления декора применяется специальный клей. Готовое изделие загрунтовано под покрытие штукатурками или красками.

А вот его младший брат — полистирол — достоин упоминания только как относящийся к ряду полимеров, применяемых в быту. В сравнении с пенополиуретаном он более хрупок и подвержен деформациям. По некоторым свойствам он уступает даже гипсу и со временем непременно потребует косметического ремонта или даже полной замены. Он не терпит химического покрытия и воспринимает только водоотталкивающие краски. По устойчивости к повреждениям сравним с пенопластом. В декоре полистирол применяют, как правило, в интерьерных работах, стараются поднять повыше и подальше от рук и твердых предметов — к примеру, в качестве потолочных тяг или розеток.

Пенополиуретан и полистирол часто соперничают за потребителя со стеклопластиком. Изделия из стеклопластика довольно изящные и в то же время прочные, однако дороговизна технологии отражается на их стоимости. Добавляет минусов сложность монтажа: если пенополиуретан не требует привлечения к работе специализированных бригад и позволяет обойтись услугами строителей общего профиля, то монтаж стеклопластика немыслим без специалистов. Кроме того, среди недостатков нестойкость к перепадам температуры, причем риск повреждения и появления трещин зависит от сложности геометрии декора и качества изделия.

Наука и жизнь

Промышленность научилась комбинировать различные виды сырья, так получился в том числе гибрид бетона и пенополистирола — полимербетон. И с легкостью можно утверждать, что лучшие свойства бетона и полимеров одержали верх над недостатками каждого из них в отдельности.

Полимербетон еще называют литьевым камнем: существуют литьевой мрамор, литьевой гранит и т. д. Основное достоинство (легкость) замечательно иллюстрируется сравнением с бетоном: капитель или целая колонна, выполненная в бетоне, может весить от 80 кг до одной тонны, а в полимерном исполнении — не более 15 кг. При этом внешнее сходство с мрамором или гранитом достигается практически абсолютное. Добавьте к этому жизненный цикл: производители отмеряют полвека крупноформатным полимербетонным изделиям и до 200 лет — лепному декору (правд а, уч итывая молодость материала, к таким заявлениям стоит относиться с осторожностью).

Оксана МАЦКЕВИЧ