Казалось бы, что может проще, чем сделать в доме уборку? Однако это для современных женщин не представляет никакой проблемы. А вот наши предки относились к уборке очень серьезно. Такое отношение было обусловлено множеством поверий, существовавших на Руси.

Время для уборки

Важную роль русские женщины отводили тому периоду времени, в течение которого в доме производилась уборка. Так, на Руси было не принято начинать уборку вечером, то есть после захода солнца, когда, согласно поверьям, на земле главенствовали темные силы. Именно поэтому подметать пол вечером считалось «не к добру». Впрочем, в некоторых регионах полы по вечерам все же подметали, но сор из избы не выносили. Кроме того, пол не подметали, пока в доме находился покойник или до его погребения. Считалось, что вместе с сором можно «заодно вымести и живых». После того, как гроб выносили, двор тщательно подметали по направлению к дому, чтобы все его обитатели остались в нем. До сих пор существует примета о том, что нельзя подметать пол сразу после ухода домочадца или гостя, в противном случае человек не вернется назад.

В некоторые дни народного календаря также было запрещено убираться дома. Одним из таких дней считался Федорин, который отмечался 9 июня. Недаром русские говорили: «На Федору не выноси из избы сору» или «На Федору не метут из избы сору». Нельзя было подметать и в Духов день, который в православии празднуется на 51-й день после Пасхи. Считалось, что уборка в этот день проводит к разногласиям и спорам в семье. Не затевали уборку и в день почитания мученицы Параскевы, нареченной Пятницей (27 октября). Не зря Параскеву называли еще и Грязнихой. Впрочем, для генеральной уборки на Руси тоже были отведены специальные дни. Например, большую уборку было принято делать на Рождественские Святки. Не только ходили в баню, но и мыли полы в доме и в так называемый Чистый четверг, на Страстной неделе.

Правила уборки

Немаловажное значение при уборке имело и направление, в котором подметали полы в избе. Как ни странно, многие современные женщины в этом плане также придерживаются определенных правил. Впрочем, некоторые считают, что правильно мести пол по направлению к порогу. Однако русские хозяйки всегда делали наоборот, то есть подметали пол от порога к углу, чтобы «не вымести из избы добро или женихов». Недаром на Руси старухи напутствовали молодых женщин: «Не мети избы к порогу – добро выметешь, мети от порога к углу – добро заметешь». В углу, в запечье, веник оставляли на кучке мусора, который регулярно сжигали. Сор на улицу не выбрасывали, опасаясь порчи, которую колдуны могли навести с помощью случайно оказавшихся в мусоре волос и ногтей хозяев. В углу, где оставался сор, старались лишний раз не убирать, потому что именно там, под веником, по народным представлениям, жил домовой, которого было опасно беспокоить. Именно поэтому старый веник при переезде в новый дом всегда брали с собой: на нем переносили домового.

Орудия труда

Русские хозяйки обращали особое внимание и на орудия своего труда. К примеру, старый, отживший свой век веник никогда не выбрасывали вблизи дома. Там на него могли случайно наступить, что грозило домочадцам многочисленными болезнями, в том числе чесоткой и бессонницей, и другими напастями. Старый веник нельзя было и сжигать в печи. Поговаривали, что это могло вызвать настоящую бурю, привести к засилью тараканов в избе и ссорам в семье. Веник, исчерпавший свой потенциал, разбирали на прутики и выбрасывали подальше от жилища.

На самом деле старый веник еще мог пригодиться: он был первым помощником в доме. Чтобы хорошо выпекался хлеб, на припечке жгли старый веник, били им по дну дежи. При пожаре обходили со старым веником дом. Чтобы защититься от воров, дом трижды обметали веником, который после закапывали у порога. Тот же самый обряд проделывали и с курятником. На Благовещение веники относили подальше от дома для того, чтобы к дому не приближались змеи и лягушки, которых на Руси очень боялись. Старые веники также втыкали в пустующие грядки для защиты от сглаза и паразитов. При первом выгоне скота веник подкладывали под порог, терли им корову, окропляли скот водой с веника. Для того, чтобы вернуть подмененного нечистой силой ребенка, его несли на мусорную кучу и там били веником. Сильным оберегом считался веник для роженицы и новорожденного, поэтому его зачастую ставили в изголовье кровати, клали под колыбель или даже под подушку.

Несмотря на такую важную роль, которую играл веники в жизни русских крестьян, их количество далеко не всегда было хорошим показателем. Так, примета говорит, что «мести в доме двумя разными вениками – к бедности и неудаче». Самым ценным и целебным считался веник, изготовленный в Иванов день или на Ивана Купалу. Такими вениками подметали дом от сглаза по большим праздникам. Да и полы зачастую русские хозяйки мыли не простой водой. К примеру, для мытья полов женщины использовали настой крапивы, которая относилась к разряду магических растений, способных защитить от сглаза и порчи.