С 1 января 2019 года на всей территории России была проведена мусорная реформа, которая вывела из общей службы ЖКХ в отдельную службу сбор и вывоз бытовых отходов, оплата которых производится отдельной квитанцией. Затем были внесены поправки к ФЗ-503 о раздельном сборе мусора и отходов. И судя по отзывам многих людей в СМИ, им не нравится, что реформа проводится за счет населения.

Если раньше в неблагоустроенном домохозяйстве все отходы жизнедеятельности человека естественным образом делились между помойкой и туалетом, то при получении благоустроенного жилья принципиальных изменений не произошло и остались те же пути эвакуации отходов, канализация и мусорный контейнер, в который жители выбрасывают все ненужное. У нас в Чите места эвакуации отходов остаются неизменными со времен декабристов, и, стало быть, со своими функциями они справляются со времен основания города. И очистные сооружения на том же месте, где декабрист Завалишин разводил свои огороды. И свалка там же, где я ее помню. Не знаю, кому в голову пришло ее коммерциализировать, но после того, как свалку сделали платной, мусор стали вываливать в «чисто поле», завалив им окрестный лес, берега рек и озер. Первый раз столкнулись мы с мусорным вопросом до перестройки, когда существовала практика собирать пищевые отходы населения и на площадках для мусора выставляли по два контейнера для раздельного сбора пищевых и бытовых отходов, а человек сам определял, отделять пищевые отходы или нет. Практика альтруизма не прижилась у населения. А некоторые несознательные люди в контейнеры с пищевыми отходами бросали не только бытовой мусор, но и битое стекло. Это делало невозможным использование пищевых отходов для кормления животных. Мотивацию подобных протестных действий человека надо обсуждать с психологами, которые изучают психику. Но пока такие люди существуют в обществе, все технологии добра у нас не приживутся. Когда всегда можно задать резонный вопрос, зачем это делать в рыночных условиях экономики, когда каждый рубль должен иметь свой адрес назначения и прописан в каком-либо бюджете.



С темой мусора я столкнулся и после перестройки, в статусе кооператора собираясь ставить на городской свалке мусороперерабатывающий завод. Первая попытка взаимодействия с властью закончилась ничем, когда не удалось ни узнать, кто командует свалкой, ни каким образом можно организовать это взаимодействие. Сторонними путями я выяснил, что городской свалкой заведует довольно мутная личность, которая платит своим работникам большие зарплаты. Свалка мусора в то время была, как поле чудес, на котором сваливали машинами колбасу и другие продукты питания с законченным сроком хранения, какие-то запчасти и разную бракованную продукцию. Там можно было найти металлические изделия, платы с драгоценными металлами, строительные материалы и много другого добра, которое централизованным путем сбрасывали туда работающие предприятия. Зная, что организации санитарно-технического назначения (рынки, платные туалеты, бани и сауны) в то время имели отношение к криминальным структурам, я предположил, что и свалка может туда же относиться. И перестал этим вопросом интересоваться. Это было 30 лет назад, а своего мусороперерабатывающего завода у нас нет до сих пор, значит, он никому не нужен. То же самое, возможно, происходит и в Москве, и там нет мусороперерабатывающих заводов.

Все новое — это хорошо забытое старое, и сейчас отдельные регионы держат жесткую оборону, защищая свою территорию от завозного мусора, которым, по их мнению, «обожравшаяся» Москва пытается их засыпать. Хотя здесь можно было бы найти компромисс, если бы «мусорный» завод построили сами архангелогородцы, как муниципальное предприятие. А архангельские мужики работали бы на этом предприятии, получая зарплату с надбавкой за вредность. В данном случае можно обосновать все экономические составляющие от создания рабочего места до уплаты налогов в местный бюджет. То есть пустить на нужды области все миллиарды денег и сопровождение этого чужого мусора, а не в карман какому-то олигарху-посреднику. В том случае переработка мусора будет выгодна, когда она будет прозрачной без кривых схем и в местный бюджет попадут все московские миллиарды, а не те жалкие тысячи отчислений подоходного налога. Можно надеяться, что подобных посредников можно будет убрать после того, как об этой инициативе заговорили в Государственной Думе. В ином случае все мусороперерабатывающие инициативы выглядят как неадекватные и навязанные. Народ к таким реформам относится недоверчиво, потому что они сопровождаются непонятными действиями. Стоимость услуг ЖКХ возросла в 10 раз, после того как из отрасли стали вычленять и передавать в управление частного бизнеса отдельные рабочие процессы.

Говорили, что будет лучше, а получилось как всегда. Отделили в отдельные структуры электроэнергию, водоснабжение горячее и холодное, отопление, заставили ремонт за свой счет делать, а теперь вот и мусор. Когда пытаются в каждой квартире создать отделения мусорного завода и заставить жителей самих сортировать свой мусор и захламлять квартиру. Вот в этом требовании народ и видит элементы мошенничества, когда жители будут заниматься сортировкой собственного мусора, а деньги за эту работу будет получать добрый дядя, главный интерес которого заключен в получении прибыли, а не забота о людях. Если так и дальше пойдет, то, возможно, нам скоро предложат самим себе дороги ремонтировать, лес тушить и мало ли еще что. Действующие нормы домовладения предусматривают, что жители централизованно должны доставлять свой бытовой мусор к площадке для сбора мусора, откуда этот мусор городские службы ЖКХ должны доставлять на свалку. Где самым затратным процессом мусороперерабатывающего предприятия является сортировка мусора, которая разделена на несколько этапов в процессе углубленной переработки.

Пока полностью роботизировать или механизировать процесс сортировки мусора не удалось и применяется ручной труд на мусорном конвейере, где нужен человек в качестве оператора, направляющего в разные стороны мусор по отдельным категориям: на макулатуру, компост, металлолом, ветошь.

Автор: Сергей Пузырев