Кинезитерапия (от гр. Kinema - движение) означает лечение движением. Это новейшее немедикаментозное средство терапии, которое является естественным фактором влияния на патологические процессы. В отличие от лечебной физкультуры, кинезитерапия базируется на глубоких знаниях не только анатомии и биомеханики, но и патофизиологии сердечно-сосудистой, нервной и других систем организма. Она активно использует такое уникальное свойство нервной ткани, как нейрональная пластичность, которая при образовании дефектов вследствие заболевания позволяет создавать «аварийные» обходные пути. Благодаря новым технологиям вполне реально нормализовать работу центральной нервной системы у больных, перенесших крайне тяжелые состояния. Человеку дана возможность восстановить двигательную активность в бытовой, общественной и профессиональной деятельности до уровня перед болезнью. Тем не менее специалисты часто отмечают, что пациенты психоневрологического профиля пренебрегают двигательной активностью как лечебным фактором. По их мнению, гораздо приятнее, а также и полезнее массаж спины или всего тела, например. Получается, что больной стремится держать свое тело в пассивном состоянии, в то время как терапия с помощью активных движений является очень важным этапом нейрореабилитации. Двигательный стимул незаменим для поддержки функционирования нервных клеток. Поэтому мы считаем необходимым рассказать о позитивных сдвигах, полученных после включения методик на основе кинезитерапии в комплексный курс нейрореабилитации для больных некоторыми психоневрологическими заболеваниями.

Детский аутизм - довольно известное стойкое патологическое расстройство психических функций. Он проявляется в различных формах зависимо от уровня интеллектуального развития. Несмотря на глубокое изучение патологии мозга, понимание причин и патогенеза этого расстройства остается туманным, а лечение – несовершенным. Сейчас существуют три основных взгляда на возникновение аутизма: биологический, социокультурный и психологический. Сторонники биологического аспекта обращают особое внимание на мозжечок. У людей с аутизмом в раннем детстве возникают аномалии в этой части головного мозга. Ученые считают, что мозжечок помогает человеку быстро направлять внимание на определенный объект. При его поражении наблюдается отсутствие фокусировки внимания, понимания словесных намеков, мимики других людей и восприятия социальной информации. Кроме того, прослеживаются патологические изменения в стволе мозга, где находится ретикулярная формация с «энергозарядными системами». Учитывая дефицит знаний о болезни, аутизм считают малокурабельным даже при легких его проявлениях, и зачастую инкурабельным, то есть неизлечимым, когда он сильно выражен. Родителям, принявшим решение все же бороться с данной проблемой, придется согласиться, что процесс не имеет четко определенных сроков выздоровления. Тем более что на достижимость результата влияет не только тяжесть проявления болезни, но и индивидуальные особенности отдельно взятого ребенка (социальное окружение, характер, уровень педагогической запущенности и прочее).

Что же позволяет нам оказывать эффективное терапевтическое воздействие и давать благоприятный прогноз? В первую очередь понимание того, что при врожденной или приобретенной патологии центральной нервной системы дефект отдельной ее функции можно стимулировать через другие полноценные системы. Обратим внимание, что аутический ребенок поверхностно не отличается от здоровых детей нарушением статокинетических функций: сидения, стояния, ходьбы, бега, захвата предметов, поисковых движений. Только при длительном наблюдении можно заметить: восприятие своих конечностей как средства достижения целей отсутствует, характерных для сверстников движений ребенок избегает. Можно увидеть, как аутический ребенок без определенного смысла и заинтересованности бьет палкой, толкает мяч, прокручивает обруч. Новые предметы он игнорирует изначально или после непродолжительного созерцания. Лазить по лестнице, прыгать на одной или двух ногах, рационально двигаться в разных направлениях, получать предметы из неудобных положений больной если и может, то только спонтанно, а не контролируемо. В большинстве же случаев аутизма такие навыки вообще не сформированы. Сложные манипуляции, например с предметами, кажутся вообще невозможными. И с возрастом движения не совершенствуются. Что со временем еще больше ограничивает возможности человека, отдаляет его от общества. Приходим к выводу о недостаточном анализе внешних стимулов и отсутствии координации отдельных частей, синхронизации элементов в целое, свойственные центральной нервной системе при аутизме. Учитывая, что картина болезни дополняется задержкой развития речи и психических функций, мы рассматриваем нейрореабилитацию аутических детей как комплексный процесс интенсивного лечения и реабилитации по индивидуальному плану с обязательным привлечением к терапии родителей ребенка.

Кинезитерапия обладает широким спектром методик, способствующих развитию пространственной ориентации (вправо-влево, вверх-вниз), координации, ловкости, равновесия, силы, инициативности, высокого уровня чувствительности, владения гимнастическими предметами, ощущения собственных конечностей и способности к управлению ими. Особое внимание уделяется развитию смелости, которая практически отсутствует у детей, страдающих аутизмом, и проявляется страхом - прежде всего перед новыми задачами и предметами. Отсутствие собственной инициативы у аутичных детей, даже при наличии отработанной кинестетической схемы, требует от инструктора совершенного владения методами ее стимуляции через телесные, слуховые и зрительные раздражители. Глубокое понимание инструктором по кинезитерапии особенностей дефекта психической и речевой сфер при аутизме повышает эффективность занятий и ускоряет процесс движения к общей цели комплексного лечения. Поэтому обеспечить прогресс в течение курса и полноценный контроль результатов такого воздействия может только квалифицированный инструктор, который имеет высшее педагогическое образование, работает в реабилитационной команде под руководством специалиста-эксперта в данной области и прошел курсы по овладению методиками курации детей с аутизмом. Самостоятельная индивидуальная работа психолога или логопеда в домашних условиях не дает результата, поскольку один специалист не способен восстановить многочисленные поражения в работе мозга. Скоординированные усилия психолога, логопеда и кинезитерапевта под руководством врача-эксперта при лечении аутичного ребенка существенно увеличивают нейрореабилитационный эффект и сокращают сроки его адаптации к жизни в социуме. С другой стороны, они максимально исключают нежелательную вторичную аутизацию всей семьи и дают возможность родителям строить оптимистичные планы по поводу будущего ребенка в социуме.

При достижении уровня целесообразных двигательных навыков пациента переводят на следующий этап — развития социального взаимодействия. Для этого формируется группа из двух-трех, в дальнейшем — трех-четырех детей с аналогичным уровнем развития. Индивидуальные схемы занятий каждого пациента адаптируются к коллективной программе. Обычно у ребенка сначала возникает адаптационное напряжение, и даже страх. Однако со временем он по собственной инициативе корректирует знания и навыки, полученные на предыдущем этапе, чтобы установить контакт с другими детьми. После адаптационного периода (к слову, значительно более короткого, чем на предыдущем этапе) аутический ребенок «вплетается» в мини- коллективное поведение под контролем инструктора по кинезитерапии. Он все чаще контактирует с окружающими через взгляд, адекватные эмоциональные реакции, проявляет инициативу в уже известных ему двигательных упражнениях, демонстрирует чувство общности в процессе игры. Занятия по кинезитерапии для аутичного ребенка должны проводиться пять раз в неделю. Их продолжительность определяет консилиум реабилитационного центра, а контролирует инструктор. В период адаптации к нагрузкам оптимальным является 45-минутное занятие. Эффективными занятия считаются только при появлении признаков усталости у аутичного ребенка в последний рабочий день недели.

Надо отметить, что интенсивное лечение является процессом с большими энергетическими затратами. В первую очередь расходуется потенциал головного мозга. Поэтому пациенту требуется медикаментозное сопровождение – ежедневные инъекционные или энтеральные введения. Чтобы контролировать и при необходимости изменять воздействие лекарственных препаратов в условиях интенсивных умственных, психических и физических нагрузок, специалисты применяют инструменты диагностики — технологию ангиомаркеров, сосудистого скрининга, УЗИ сосудов головного мозга, ЭЭГ, капилляроскопию. В комплексе их дополняют осмотры детского невролога, логопеда, психолога, педиатра. Вся программа реабилитации больных с аутистическими расстройствами базируется на результатах указанных обследований. С их учетом и на базе согласованных (на консилиуме под руководством врача-эксперта) действий психолога, логопеда, детского невролога и функционального диагноста формируется долгосрочный план курации. Этапные планы составляются с поправкой на достигнутые результаты и могут вносить коррективы в общее направление реабилитационного курса. Во время лечения нюансы поведения, а также изменения, замеченные на занятиях с отдельным ребенком, обсуждаются врачами ежедневно. Отдельно отметим, что очень желательным является присутствие на консилиумах родителей пациента. Им в процессе реабилитации отводится далеко не второстепенная роль — поддерживать достигнутые результаты у ребенка в межкурсовой период.

Авторы: Лущик У.Б., доктор медицинских наук, чл.- корр. АТН Украины, врач-невролог высшей категории Бабий И.П., врач-реабилитолог Лущик Н.Г., врач-невролог высшей категории Источник: Клиника Здоровых Сосудов - http://inno-health.com/