Каждый второй пациент в России сталкивается с нежелательными побочными реакциями при приеме лекарств. Но вместо того, чтобы сообщить об этом врачу, больные прекращают пить таблетки, сокращают дозировку или просто дарят лекарство друзьям или родственникам. В то же время и сами врачи назначают препараты в дозировках, которые скорее не лечат, а калечат, причем в 44% случаев — детям. Чтобы лучше отслеживать «побочки», медики предложили сделать в амбулаторных картах специальный раздел, а также научить пациентов самостоятельно распознавать ситуации, когда что-то пошло не так.
Около 40% больных при появлении побочной реакции на таблетку просто перестают ее принимать, 5% уменьшают дозировку и частоту приема, а 2% отдают препарат родственникам или знакомым, руководствуясь логикой «мне не подошло — хотя бы другим пригодилось». Об этом говорится в исследовании, проведенном Первым Московским государственным медицинским университетом имени Сеченова.
Более того, по данным специалистов из МГМУ им. Сеченова, врачи и фармацевты порой и сами не знают, как правильно применять лекарства. Так, исследование показало, что 54% фармацевтов и 23% врачей «рекомендуют лекарства с нарушением предписаний к применению, по несоответствующим показаниям и в неадекватных дозировках».
И в 44% случаев эти лекарства назначаются детям.
О побочных эффектах врачи также осведомлены не очень хорошо, говорится в исследовании. Так, только 13% врачей корректно трактуют термин «нежелательная побочная реакция», а треть специалистов вообще затрудняются с ответом, что можно считать «побочкой». Не самая хорошая новость для тех, кто не читает инструкции, зато доверяет врачу.
Москвичка Анна прошлым летом подвернула ногу и попала в травмпункт с сильным растяжением. «Местный врач отказался смотреть на мою забинтованную ступню, ограничившись беглым взглядом на рентгеновский снимок. Выписал противовоспалительное лекарство с инструкцией, половину которой занимало перечисление побочных эффектов. Практически все эти эффекты я наутро на себе и почувствовала. Когда я рассказала об этом врачу, он заявил, что, видимо, у меня аллергия на что-то, хотя я никогда в жизни от аллергии не страдала. И что я сама должна была знать о том, что у меня повышенная чувствительность на подобные лекарства.
Вместо того чтобы выписать какую-то замену, утешил тем, что рано или поздно все пройдет само», — рассказала она «Газете.Ru».

По словам директора Института экономики здравоохранения НИУ ВШЭ Ларисы Попович, аллергия — лишь один из вариантов побочного эффекта от лекарств. А вообще понятие «нежелательный побочный эффект» трактуется довольно широко: от роста давления до разрушения печени. «Любые побочные реакции потенциально опасны. Например, для одних побочная реакция может быть небольшой — насморк или локальные боли, но организм другого человека может среагировать тяжелее. Например, лекарства могут вызвать отек Квинке или даже смерть», — отметила эксперт.
Если обычный пациент может отказаться от приема лекарства или сменить его на аналог, то в случае с льготными препаратами сделать это практически невозможно. Так, москвичка Мария Воробьева рассказывала «Газете.Ru», что от выписанных ей районным онкологом бесплатных лекарств у нее начинались неприятные побочные эффекты: сыпь, зуд и шелушение кожи. Аналоги иностранного производства таких последствий не вызывали, но принимать их было нельзя, хотя она была готова заплатить за лекарства. «Препарат рецептурный, и врач отказывался его назначать: ведь мне полагаются бесплатные лекарства, пусть и с «побочками», значит, другие препараты мне не нужны.
Замкнутый круг так и не удалось разорвать», — рассказала Воробьева.
Помимо всего прочего, неожиданно появившиеся «побочки» вредят не только здоровью, но и кошельку. «Я не первый раз заказываю таблетки для роста волос за 7 тыс. руб. из Швейцарии. Они хорошо влияют как на сами луковицы, так и на внешний вид волос — те выглядят блестящими и ухоженными. Но для моей подруги эффект оказался противоположным. Ей пришлось выкинуть упаковку уже после третьей таблетки — чесалась кожа головы, появились красные пятна на теле, резко начали выпадать волосы», — рассказала «Газете.Ru» москвичка Ксения Ковех.
По закону, если пациент сообщает о появлении «побочки», врач обязан составить специальное извещение и отправить его в Росздравнадзор. Кроме того, он обязан сообщить об этом клиническому фармакологу в своем лечебно-профилактическом учреждении. Если выясняется, что лекарство наносит здоровью больше вреда, чем пользы, или если достигается некая критическая масса сообщений о неожиданных эффектах, то производитель должен изменить инструкцию. Также он вправе отозвать лекарство «на доработку». Теми же полномочиями обладает Росздравнадзор.
Обнаружение побочного эффекта у лекарства не обязательно означает конец его «фармацевтической карьеры». Например, «Виагра», созданная в 1992 году, изначально должна была улучшать кровообращение и нормализовать артериальное давление.
Другую цель фармакологи не преследовали. И лишь во время тестирования выяснился побочный эффект, позволивший препарату получить широкую известность среди мужчин.
Несмотря на то что за утаивание сведений о побочных эффектах врачи и фармацевты несут ответственность, медики сообщают о поступившей им информации далеко не всегда. По данным исследования, так поступают только 24% врачей и 5% фармацевтов.
«Многие врачи боятся сообщать о нежелательных побочных реакциях, потому что это привлекает внимание к самому врачу», — пояснил «Газете.Ru» директор НИИ организации здравоохранения и медицинского менеджмента Давид Мелик-Гусейнов. Поэтому большинство врачей и фармацевтов, принявших участие в исследовании, предпочитают сделать пометку в амбулаторной карте или истории болезни, а также отменить прием препарата — на всякий случай.
Сами врачи объяснили свою низкую активность в деле выявления «побочек» в основном нехваткой времени. Также среди причин отмечалось «незнание, куда и как отправить форму отчета о побочной реакции», некоторые и вовсе считали это «нецелесообразным» и «не задумывались об этом ранее». Среди ответов фармацевтических работников имели место равнодушие («мне все равно») и мнение, что «побочный эффект одного препарата можно легко снять другим лекарством, поэтому нет необходимости об этом сообщать», — говорится в исследовании.
«Заговор молчания» вокруг побочных эффектов невольно поддерживают и сами пациенты. Так, за 2014 год в Росздравнадзор поступило 21,6 тыс. сообщений о нежелательной побочной реакции, то есть всего 152 жалобы на 1 млн россиян, тогда как Всемирная организация здравоохранения считает нормой 600 жалоб на 1 млн человек. В России подобных обращений в четыре раза меньше, чем должно быть.
По словам президента организации «Лига защитников пациентов» Александра Саверского, жалобы на появление побочных реакций поступают к ним примерно раз в два месяца.
«Это связано с тем, что у нас нет ни культуры мониторинга, ни ответственности за обращения. По сравнению с зарубежными странами у нас эта система совсем не налажена», — отметил эксперт.
По словам Ларисы Попович, заявлять о внезапно появившемся побочном эффекте надо как можно скорее. Во-первых, некоторые лекарства, показанные при определенных болезнях, действуют на всех людей по-разному, у некоторых пациентов может возникнуть опасная реакция на препарат. А сообщение об эффекте может предотвратить подобные случаи.
Во-вторых, если пациент одновременно принимает несколько лекарств, то внезапно появившаяся «побочка» может сказаться на эффекте от другого препарата. «К примеру, у человека, который пьет препарат, влияющий на нервную проводимость, одновременно при приеме нового препарата может развиться сердечная недостаточность или нарушиться моз
Ответственность за «побочки» лежит на враче, который выписывает лекарство пациенту, не согласовав с ним все нюансы, подчеркнула Попович. Если у компании-производителя во время исследований появились данные о реакциях, но их связь с препаратом не установлена, то производитель обязательно сообщает об этом в инструкции. «Компания-производитель всегда избыточно указывает побочные реакции. Допустим, если во время клинических испытаний внезапно обнаружился побочный эффект, компания пишет, что у 0,01% пациентов выявлялись такие реакции, но связь с препаратом неясна», — добавила она.
В идеале в фармацевтических компаниях должны существовать автоматизированные системы по сбору сообщений о нежелательных реакциях на лекарственные препараты от пациентов и врачей из лечебных учреждений, пояснила «Газете.Ru» директор по качеству и корпоративному развитию Flex Databases (компания помогает автоматизировать процессы фармаконадзора) Ольга Логиновская. «Это дает возможность оценивать и обрабатывать поступающие данные, не задерживать отчеты по безопасности в регуляторные органы и получать качественную картину по препарату», — отметила она.
Кроме того, специалисты из МГМУ им. Сеченова выработали рекомендации, которые помогут улучшить результаты «охоты на побочки». Во-первых, в каждой поликлинике и больнице должен быть свой клинический фармаколог. Именно он должен собирать все данные о выявленных побочных эффектах, а также консультировать тех же участковых врачей по тому, насколько безопасно назначить тот или иной препарат.
В амбулаторных картах или в историях болезни должна появиться отдельная графа, куда нужно записывать сведения о «побочках».
Все сотрудники поликлиник и больниц должны научиться «основам рациональной фармакотерапии и фармаконадзору». Иными словами, не прописывать вызывающие сонливость лекарства автомобилистам, а если без этого не обойтись, то обязательно предупреждать пациентов о последствиях. И, наконец, эксперты считают, что и больных надо учить основам безопасного применения лекарств. В частности, такие уроки предлагается организовать для групп с хроническими болезнями, например для диабетиков или людей с артериальной гипертензией.
- Главная
- →
- Выпуски
- →
- Здоровье
- →
- Профилактика
- →
- Побочный приход
Профилактика
Группы по теме:
Популярные группы
- Рукоделие
- Мир искусства, творчества и красоты
- Учимся работать в компьютерных программах
- Учимся дома делать все сами
- Методы привлечения денег и удачи и реализации желаний
- Здоровье без врачей и лекарств
- 1000 идей со всего мира
- Полезные сервисы и программы для начинающих пользователей
- Хобби
- Подарки, сувениры, антиквариат