По данным проведенного компанией Digital Research и информационным каналом Subscribe.Ru онлайн опроса 2775 российских интернет-пользователей, около 17% считают состояние своего здоровья "вполне", а около 35% "скорее" удовлетворительным.

Напротив, 34% "скорее", а 12% "совершенно" не удовлетворены его состоянием. При этом, что вполне естественно, положительная самооценка здоровья преобладает среди более молодых респондентов (57% в группе не старше 25 лет), а негативная - в старшем возрасте (54% в группе старше 45 лет).

По мнению российских интернет-пользователей, наибольшую угрозу их здоровью несут психологические факторы, а именно - стрессы, нервные перегрузки, страхи, беспокойство, переживания (указали 52% опрошенных) и личное невнимание к собственному здоровью (указали 36% опрошенных).

За ними следует группа таких экологических факторов, как неблагоприятное состояние окружающей среды (29%), отсутствие полноценного отдыха (29%) и перегрузки на работе (17%), неправильное питание, низкое качество продуктов (28%) и наличие вредных привычек (24%).

Значимыми факторами риска выступают хронические и острые заболевания (25%), избыточный вес (20%), инфекционные заболевания и эпидемии (12%). Все указанное выше по мере старения респондентов усугубляется недостатком денег на медицинское обслуживание (27%) и отсутствием необходимых видов обследования, лечения, лекарств (18%). В группе респондентов старше 45 лет значимым (для 47%) фактором риска становится сам возраст.

В целях предупреждения заболеваний большинство российских интернет-пользователей стараются следить за своим питанием, а именно, есть здоровую пищу, не переедать (60%) или соблюдают диету, выбранную самостоятельно (6%), либо назначенную врачом (4%).

Около 13% опрошенных самостоятельно, а 24% по рекомендации врачей делают себе профилактические прививки против распространенных инфекционных заболеваний (гриппа, энцефалита, гепатита, тифа, лихорадки и т.п.), не входящих в перечень обязательных плановых прививок против "детских" болезней.

Однако многие пренебрегают этим средством, так как считают его бесполезным (29%) или даже вредным (22%). К сожалению, 68% опрошенных посещают врачей только когда возникают проблемы со здоровьем. Лишь 14% делают это регулярно с целью профилактики, а 8% при наличии свободного времени.

В случае же заболевания 43% обращаются к специалистам, в поликлинику, больницу, 51% "лечатся" самостоятельно, народными средствами или пускают дело на самотек. Перед лицом существующих угроз здоровью нелишне задаться вопросом о возможностях качественного медицинского обслуживания.

Лишь 7% опрошенных российских пользователей интернета "безусловно" и 36% "скорее" уверены в том, что при необходимости хорошее медицинское обслуживание они получат. Скорее не уверены в этом 40%, а совсем не уверены 12% опрошенных. Наиболее пессимистичны в этом вопросе респонденты старше 45 лет (16% "безусловно" и 44% "скорее" останутся без качественной медицинской помощи), а также респонденты со среднемесячным доходом на члена семьи ниже среднего (18% "безусловно" и 46% "скорее" останутся без качественной медицинской помощи).

Возможность получить качественное медицинское обслуживание в значительной степени зависит от доступа к страховой медицине. По данным нашего опроса, только 18% респондентов заявили о том, что услугами медицинского страхования не пользуются совсем. Напротив, услугами обязательного государственного медицинского страхования (ОМС) пользуются около 80%, а добровольного медицинского страхования (ДМС) - 12% российских интернет-пользователей (среди лиц с доходом "выше среднего" эта доля составляет 16%).

При этом, у 10% опрошенных добровольное медицинское страхование выступает как дополнение к обязательному. Как правило, полис ДМС оплачивает компания-работодатель (55% от числа владельцев ДМС), несколько реже это делают сами респонденты или их родственники (26% от числа владельцев ДМС). Однако 15% опрошенных даже не знают, что наряду с программами обязательного (государственного) медицинского страхования существует добровольное медицинское страхование.

Дает ли наличие медицинской страховки какое-либо преимущество? Смотря о какой страховке идет речь.

Так, респонденты, участвующие в добровольном медицинском страховании, выражают больше уверенности в получении, при необходимости, качественного медицинского обслуживания, чем те, у кого есть лишь полис обязательного государственного медицинского страхования или вообще нет никаких страховок.

Наличие одного лишь полиса обязательного государственного страхования не дает, по мнению опрошенных, гарантий на получение качественного медицинского обслуживания. С другой стороны, наличие полиса обязательного, государственного медицинского страхования позволяет его обладателю сократить расходы на получение минимально необходимой медицинской помощи, хотя за качественные услуги приходится дополнительно платить.

Главным образом, это касается приобретения лекарств и предметов ухода за больными, лечения и протезирования зубов, лечения ряда хронических и генетических заболеваний, операций на внутренних органах и глазах, сопровождения беременности и родовспоможения. Даже обладателям полисов добровольного медицинского страхования приходится нести, в зависимости от программы страхования, часть указанных расходов, которые не покрываются страховкой.

За последние 12 месяцев платными медицинскими услугами, в счет программ добровольного медицинского страхования или/и оплаченных за наличный или/и безналичный расчет, воспользовались 63% участников опроса. При этом, среди тех, кому доступны услуги добровольного медицинского страхования, эта доля составила 70%.

В большинстве случаев эти пациенты обращались за помощью в частные, негосударственные (66%) и государственные, муниципальные (38%) медицинские учреждения. Около 16% обращались в хозрасчетные отделения государственных медицинских учреждений, а 5% - в ведомственные медучреждения. Таким образом, можно видеть, что государственная медицина по объему оказания платных услуг немногим уступает частной медицине.

Самыми востребованными среди платных услуг оказались диагностическое обследование, анализы (60%), прием у врача, консультация конкретного специалиста (56%), амбулаторно-поликлиническое лечение, процедуры (20%), медкомиссия водительская и по трудоустройству (15%), а наименее востребованными - оформление медсправок (9%), операции (6%) и стационарное лечение (6%).

Чаще всего наши пациенты обращались за платными консультациями и/или лечением болезней зубов и десен (54%), органов зрения (13%), мочеполовой системы (13%), скелета и мышечной системы (13%), органов пищеварения (12%), сердца и сосудов (12%), эндокринной системы (10%), органов дыхания типа ОРЗ, гриппа (10%), травм (8%) и кожных заболеваний (7%).

Насколько тяжело для российских интернет-пользователей бремя расходов на услуги платной медицины? Очевидно, что степень давления этих расходов на семейный бюджет зависит от материального положения пользователей. Вместе с тем, среди пользователей с более высоким уровнем дохода заметно чаще встречаются обладатели полисов добровольного медицинского страхования.

Высокие доходы позволяют приобретать полисы ДМС за счет личных средств. Кроме того, специалисты с высокими доходами, вероятнее всего, пользуются корпоративными программами медицинского страхования.

Однако, лишь 16% обладателей полисов добровольного медицинского страхования указали, что платные медицинские услуги, оказанные им по полису ДМС в прошедшем году, не потребовали никаких дополнительных трат. У 30% обладателей полисов ДМС дополнительные средние расходы составили менее 3000 рублей, у 24% - от 3000 до 6000 рублей, у 29% - более 6000 рублей. Таким образом, наличие полиса добровольного медицинского страхования не освобождает его владельца от дополнительных расходов на платные медицинские услуги, но позволяет уменьшить нагрузку на бюджет, если расходы по добровольному медицинскому страхованию несет работодатель.

Так, оценивая расходы на платные медицинские услуги за последний год, 64% респондентов не имеющих никаких страховок и 62% респондентов имевших только полис ОМС признали их весьма чувствительными для семейного бюджета. Среди обладателей полисов ДМС оценили аналогичные расходы как существенные для семейного бюджета 71% оплачивающих ДМС самостоятельно и 47% получивших полис от работодателя.