Законопроект «Об основах охраны здоровья граждан» предлагает отказаться от интернатуры. В пятницу, 21 октября, соответствующий законопроект был одобрен во втором чтении.

Закон позволит медицинским вузам перейти на новые образовательные стандарты — более интенсивные и более связанные с практикой, поясняют эксперты Минздравсоцразвития в справке к законопроекту. «За счет этого мы получаем возможность отказаться от интернатуры, чтобы упростить получение высшего медицинского образования. И врач (по определенному списку специальностей, например участковый терапевт), отучившийся по новым стандартам, сможет сразу идти работать. Те, кто будет получать более сложную специальность, пойдут в ординатуру», — указывает Минздравсоцразвития.

По законопроекту до 1 января 2016 г. заниматься медицинской деятельностью смогут лица, получившие высшее или среднее медицинское образование и имеющие сертификат специалиста (при этом сертификаты, выданные до 1 января 2016 г., будут действовать до окончания указанного в них срока). Медицинское и фармацевтическое образование будет развиваться по пяти программам, указано в законопроекте: начального профессионального, среднего профессионального, высшего профессионального, послевузовского профессионального (интернатура, ординатура, аспирантура, докторантура), а также по дополнительным профессиональным образовательным программам (повышение квалификации, профессиональная переподготовка). Причем с 1 сентября 2017 г. послевузовское медицинское и фармацевтическое образование может быть получено в ординатуре, аспирантуре и докторантуре, указано в законопроекте.

«Нынешнее медицинское образование в вузах не дает студентам практических навыков, поэтому по окончании шестого курса они поступали в интернатуру, где за год под руководством преподавателей могли эти навыки получить, — говорит руководитель Центра неврологии «Медси» профессор Виктор Шахнович. — Но у этой системы есть один недостаток — подготовка тех студентов, которые попадают в больницы среднего звена, оставляет желать лучшего».

Предлагаемые изменения, с одной стороны, попытка перейти на западную модель медицинского образования, а с другой — они приведут к снижению качества образования, считает Шахнович. Непонятно, как студенты будут получать практические навыки: вузы дают начальное медицинское образование, высшим, вероятно, будут заниматься сами клиники — но тогда встает вопрос финансирования, рассуждает Шахнович.