Если вам нахамил доктор или отказал в помощи – он должен быть наказан. Потому что его обязанность – помогать людям и оказывать должную медицинскую помощь. За это государство платит ему деньги, которые мы даём государству в виде налогов. Вы можете отстаивать свои права и добиваться справедливости, опираясь на описанные ниже юридические основы. В данной статье речь пойдёт о правах пациентов и обязанностях врачей.

Человек – существо склонное к различного рода заболеваниям, недомоганиям и прочим изменениям физиологического состояния. В связи с этим мы вынуждены достаточно часто сталкиваться с необходимостью обращения к врачам. Если речь идет о платной клинике, то тут все предельно просто. Частные клиники борются за каждого клиента, так что обслуживание и отношение к пациентам чаще всего находится на весьма высоком уровне.

Что же касается государственных клиник и больниц, тут обстановка несколько хуже. Частенько пациенты сталкиваются и с хамством, и с безразличием, исходящими от врачей. Конечно, по-человечески их понять можно. Они вкалывают за мизерную зарплату, которая формируется из количества принятых пациентов за рабочий день. Тут уж не до качества. Однако не мешает вспомнить о том факте, что бесплатная медицина не так уж и бесплатна. Каждый месяц мы, как порядочные налогоплательщики, выплачиваем государству в форме налогов на обязательное медицинское страхование процент от своих окладов. А медицина, какой бы условно бесплатной она ни была, является сферой услуг, где мы с вами – потребители. Следовательно, и на государственные учреждения, оказывающие населению медицинские услуги, распространяется действие Конституции РФ, Закона о защите прав потребителей и прочих федеральных законов, обуславливающих права пациентов как потребителей.

Значит, у нас есть официально подкрепленная законом возможность бороться с неподобающим поведением и отношением врачей к своим пациентам. Осталось только выяснить, на что же именно мы имеем право.

Итак, основной законодательный документ в нашей стране – Конституция РФ, согласно п.1 статьи 41 «Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений». Следовательно, в том случае, если вы являетесь гражданином РФ, что подтверждается вашим паспортом, оказать вам помощь обязаны в любой государственной больнице или поликлинике, независимо от места вашей прописки, регистрации, наличия или отсутствия приписки к выбранному медицинскому учреждению и других факторов, на которые частенько ссылаются врачи.

Далее, согласно статье 30 Основ законодательства РФ «Об охране здоровья граждан» при обращении за медицинской помощью и ее получении пациент имеет право на:

1) уважительное и гуманное отношение со стороны медицинского и обслуживающего персонала;<…>

6) сохранение в тайне информации о факте обращения за медицинской помощью, о состоянии здоровья, диагнозе и иных сведений, полученных при его обследовании и лечении, в соответствии со статьей 61 настоящих Основ;

7) информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство в соответствии со статьей 32 настоящих Основ;

8) отказ от медицинского вмешательства в соответствии со статьей 33 настоящих Основ;

9) получение информации о своих правах и обязанностях и состоянии своего здоровья в соответствии со статьей 31 настоящих Основ, а также на выбор лиц, которым в интересах пациента может быть передана информация о состоянии его здоровья; <…>

11) возмещение ущерба в соответствии со статьей 68 настоящих Основ в случае причинения вреда его здоровью при оказании медицинской помощи;

12) допуск к нему адвоката или иного законного представителя для защиты его прав; <…>

В случае нарушения прав пациента он может обращаться с жалобой непосредственно к руководителю или иному должностному лицу лечебно-профилактического учреждения, в котором ему оказывается медицинская помощь, в соответствующие профессиональные медицинские ассоциации либо в суд.

Из вышеперечисленного делаем выводы:

1) в случае некорректного поведения врача или отказа в оказании медицинских услуг, вы имеете право обратиться с жалобами в соответствующие инстанции с целью проведения с врачом разъяснительных работ администрацией медицинского учреждения;

2) информация, полученная врачом в процессе обследования, не может быть вынесена им на обсуждение с коллегами, вашими родственниками или иными гражданами без вашего на то согласия;

3) на любую предложенную медицинскую процедуру вы имеете право выразить свое согласие или отказ, при этом все последствия данной процедуры и отказа от нее должны вам быть подробно разъяснены врачом;

4) при необходимости госпитализации, независимо от внутренних правил медицинского учреждения, вы имеете право на посещение своего законного представителя, будь то адвокат, супруг или иной член семьи.

В том случае, если хамским поведением дело не ограничилось, и вам пришлось обращаться в платное медицинское учреждение за оказанием помощи, вы имеете право на возмещение произведенных на лечение затрат в соответствии со статьей 66: «Основания возмещения вреда, причиненного здоровью граждан»: В случаях причинения вреда здоровью граждан виновные обязаны возместить потерпевшим ущерб в объеме и порядке, установленных законодательством Российской Федерации и статьей 67 Основ «Возмещение затрат на оказание медицинской помощи гражданам, потерпевшим от противоправных действий»: Средства, затраченные на оказание медицинской помощи гражданам, потерпевшим от противоправных действий, взыскиваются с <…> учреждений, <…>, ответственных за причиненный вред здоровью граждан, в пользу учреждений государственной или муниципальной системы здравоохранения, понесших расходы, либо в пользу учреждений частной системы здравоохранения, если лечение проводилось в учреждениях частной системы здравоохранения. А т.к. услуги уже были оплачены вами лично, то их стоимость, соответственно, должна быть возвращена вам.

Помимо прочего, в соответствии со статьей 68 Основ «Ответственность медицинских и фармацевтических работников за нарушение прав граждан в области охраны здоровья»: В случае нарушения прав граждан в области охраны здоровья вследствие недобросовестного выполнения медицинскими и фармацевтическими работниками своих профессиональных обязанностей, повлекшего причинение вреда здоровью граждан <…>, ущерб возмещается в соответствии с частью первой статьи 66 настоящих Основ.

Возмещение ущерба не освобождает медицинских и фармацевтических работников от привлечения их к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации. Т.е. помимо получения компенсации, вы имеете право потребовать привлечь провинившегося врача к дисциплинарной ответственности и предоставить вам в письменной форме отчет о произведенных администрацией медицинского учреждения в его отношении действиях.

О возмещении ущерба за неоказанные или оказанные недолжным образом услуги также говорится в основном законе, регулирующем правоотношения между потребителем и поставщиком услуг:

Статья 14 Закона о защите прав потребителей «Имущественная ответственность за вред, причиненный вследствие недостатков товара (работы, услуги)»:

1. Вред, причиненный жизни, здоровью <…> потребителя вследствие <…> недостатков <…> услуги, подлежит возмещению в полном объеме.

2. Право требовать возмещения вреда, причиненного вследствие недостатков <…> услуги, признается за любым потерпевшим независимо от того, состоял он в договорных отношениях с <…>исполнителем или нет.

Кроме того, при обращении в суд вы имеете право на компенсацию морального вреда, в соответствии со статьей 15 Закона о защите прав потребителей «Компенсация морального вреда»: Моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения <…> исполнителем прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины. Размер компенсации морального вреда определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда. Компенсация морального вреда осуществляется независимо от возмещения имущественного вреда и понесенных потребителем убытков.

Согласитесь, все вышеперечисленное, при правильном применении, рано или поздно позволит нам воспринимать медицину именно как сферу услуг, в которой последнее слово все же за потребителем. Главное не опускать руки, не терпеть унижение со стороны врачей и не думать, что им все равно все сойдет с рук, поскольку именно такое отношение на протяжении многих лет породило в умах врачей мысли о вседозволенности и безнаказанности. Будьте уверены в своих правах и врачи научатся их уважать!