Я краем глаза следил за судебным процессом над Егором Бычковым. Того, что знаю мне достаточно чтобы сформировать свою позицию в отношении вынесенного приговора.

Я против осуждения Егора и доверяю мнению тех, кто утверждает, что дело сфабриковано с подачи наркоторговцев и при участии правоохранительных органов

Для нашей страны это очень вероятное и правдоподобное развитие событий! Со стороны общества нет доверия к властям, что видно из резко защитительной реакции народа и СМИ вопреки, хоть и вероятным, но все же противозаконным действиям Егора.

Я бы и не стал писать на эту тему, если бы она не имела неожиданного разворота в некоторые области, которые, как мне показалось, мало интересуют дискутирующих, но очень важны для меня. О системе профилактики и реабилитации зависимых

Попытка правоохранительных органов «слить» Егора Бычкова по принципу «нет человека - нет проблемы», конечно, говорит о недоразвитости и даже арахаичности сферы профилактики и реабилитации наркозависимых и алкоголезависимых в России. Отказ органов правопорядка, медицинской и социальной системы серьезно и профессионально работать с наркоманами, алкоголиками и другими зависимыми людьми привел в тому, что популярным и поддержанным в народе рецептом, который и использовал Егор Бычков и его организация, стала в общем, народная самодеятельность, кустарщина основанная на насилии. Иными словами популярно стало «робингудство».

Насколько можно судить из СМИ в тех краях популярны погромы каких-то притонов и цыган, "расправы" с продажными милиционерами, нападения на наркоторговцев и т. п. Скажу честно, когда жизнь людей блокирована безысходностью, я вполне одобрительно отношусь к таким действиям. Люди устали от тех, кто безнаказанно продает наркотики и тех, кто их употребляет и поэтому «робингудство» в наркологической сфере поддерживают, так же, как несчастные английские крестьяне поддерживали своих народных героев.

Но, нельзя недооценивать ситуацию, когда народ берет на себя право через насилие решать социальные вопросы, которые не решаются государством и общественными институтами. Никаких других кустарных способов в социальных делах кроме как насилие придумать нельзя. Такая система имеет очень малый шанс стать реальной социальной программой по профилактике и реабилитации зависимых. Слишком сложна болезнь, имеющая и соматические и психические и социальные и духовные аспекты. «Робингудство» - это способ безопасно пережить обострение, сохранить жизнь. Но не более. Оно способно лишь инициировать становление и развития каких-то социальных преобразований. Но надо понимать, что наркология – это комплекс сложных социальных технологий.

Сложившаяся ситуация - это симптом, на который должны откликнуться и правоохранительные и медицинские и социальные структуры и соответствующие общественные организации. Но, на данный момент мы получили только то, что в сознании народа насилие не только в защите своих жизней и прав, но и в деле профилактики и реабилитации зависимых становится оправданным. И вот это мне очень не нравится!

О насильном лечении наркоманов

По роду своей деятельности я немного знаком с темой профилактики и реабилитации наркомании и алкоголизма. Наш молодежный центр сотрудничает с детским наркодиспансером, православные добровольцы работают там с детьми, при монастыре есть свой центр помощи зависимым. Я знаю, что тема принуждения к лечению и насилия в реабилитации наркоманов и алкоголиков очень трудная. Ее невозможно решить простым утверждением, что наркоман – это человек с пораженной волей и поэтому дозволено его лечить силой и против его желания. Если б все было так просто, то давно наркомания была бы преодолена. Лично я против насилия при лечении и реабилитации наркоманов.

Но я не только об этом хотел сказать. В истории с осуждением Егора Бычкова для меня главное, чтобы доброе имя этого человека, так же как и имя Робин Гуда когда-то, не было канонизировано вместе с его делами и методами. Да Робин Гуд был важен для своего времени в своем месте при известных обстоятельствах кризиса власти и произвола знати. Но его действия и действия его друзей - было исключением из правил, которое имело свои временные границы и свой результат. Славное имя не должно легитимизировать и тем более прославлять насилие.

О фашизме

Третья тема, как не странно – это фашизм (сразу оговорюсь, что она не имеет никакого отношения к Егору Бычкову и его делу). Я задумался о нем после случайно услышанной передачи одной из FM-радиостанций, где позвонивший "голос из народа" отталкиваясь от ситуации в Екатеринбурге, упиваясь собственной силой, поведал «единственно правильную» философию, где люди делятся на "горстку волевых людей", "толпу недолюдей", в которую входят совсем недолюди - склонные к зависимости. Эта идеология предполагает механизм управления через насилие в единстве с «естественным отбором». Насилие, конечно, не должно быть обязательно физическим, оно может быть информационным, психологическим или другим, но в любом случае должно быть. «Стадо» кто-то должен не только вести, но и очищать от слабовольных, коими в первую очередь являются наркоманы и алкоголики.

К моему удивлению, эта тема была не просто поддержана, но и принята на ура не только ведущим, но и другими слушателями. Оказалось, многие мечтали об этом. После, и в разговорах с людьми и на интернет-сайтах я увидел поддержку идеологии фашизма.

Честно скажу, для меня это открытие. Я никак не ожидал, что «добрая» воля народа, стремящаяся защитить Егора Бычкова часто подпитывается столь радикальной идеологией. Я могу это объяснить только тем, что наш народ, наши сограждане безумно устали от постоянного выживания, от того, что на их плечи свалился по факту ряд профессиональных задач, которые они могут решать только кустарно, дилетантски, неэффективно, именно, как Робин Гуд - через насилие. Наш народ должен сам компенсировать бездействие правоохранительной, медицинской и социальной системы. А силы для выживания многие (надеюсь не в большинство) стали искать ни в чем другом, как в идеологии насилия и фашизме. Не просто в идее превосходства одних над другими, а в пропаганде пусть и естественных но все же механизмов "постановки на место" и даже уничтожения "недолюдей", тех кто слаб волей. Для меня - это фашизм порожденный внутренней бездуховностью, безнравственностью и слабостью. Такая идеология не знает «ближних», не знает принципа жертвенности и служения ближним и она мне так же очень не нравится!

Я вспомнил, что Дмитрий Быков вот уж много раз предсказывал России в скором будущем развитие агрессивных фашистских идей. Во всяком случае я так его понял. Мне казалось, что его прогноз надуман, необоснован. Но ненависть не только к чужим, ненависть к тем, кто слаб и болен, пусть и социально опасной болезнью - это серьезный аргумент в пользу «пророчества» Быкова.