В Российской Федерации в рамках проекта «Общее дело» на Первом канале транслируются антиалкогольные ролики социальной рекламы «Береги себя». Эти ролики также доступны на многих интернет сайтах. Один из главных роликов носит название «Алкоголь и статистика» и в нем под надписью «Статистика» следует утверждение: «Регулярно употребляют алкоголь 90% жителей России», которая позже дополняется фразой «из регулярно употребляющих алкоголь мужчин, женщин, подростков 80% имеют первую стадию алкоголизма». Из этих двух фраз следует вывод, что 72% жителей России являются алкоголиками. Источников цитируемой статистической информации в ролике не приведено, поэтому мы решили таковые источники поискать.

Федеральная служба государственной статистики (Росстат) провела выборочное обследование «Влияние поведенческих факторов на состояние здоровья населения». Его итоги основаны на материалах опроса 2204 человек в возрасте 15 лет и более, проведенного в июне-июле 2008 г. по квотной стратифицированной выборке с вероятностным отбором респондентов на завершающем этапе ее реализации в 24 субъектах Российской Федерации. Согласно результатам опроса, 15,3% россиян не употребляли алкоголя в течение жизни, 22,2% - в течение последних 12 месяцев, 37,5% - в течение последних 30 дней. Таким образом, если под регулярностью понимать употребление алкоголя хотя бы раз в жизни, то таковых среди россиян не 90%, а 84,6%. Если же взять за критерий регулярности выпивку хотя бы раз в месяц, то таковых набирается немногим более 60%. И из этих людей 62,6% (т.е. 39% всех опрошенных) в течение месяца ни разу не употребляли более 5 доз алкоголя (250 грамм водки) за один раз.

Возможно, авторы ролика «Алкоголь и статистика» не доверяют официальному статистическому органу Российской Федерации и используют данные независимых социологических агентств? Мы также решили поискать данные опросов об употреблении алкоголя на сайтах трех крупнейших российских агентств: Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ), Левада-центр и Фонд «Общественное мнение» (ФОМ).

ВЦИОМ 18-19 июля 2009 г. провел по общероссийской выборке опрос 1600 человек в более чем 140 населенных пунктах в 42 областях, краях и республиках России. Согласно его результатам, каждый четвертый россиянин (24%) вообще не употребляет алкогольных напитков. Еще 25% опрошенных употребляют алкогольные напитки реже, чем раз в месяц. Такой же опрос проводился ВЦИОМ в 1996 году, и аналогичные показатели тогда составляли 23% и 29%.

22-5 июля 2010 года Аналитический Центр Юрия Левады (Левада-Центр) провел опрос по репрезентативной выборке 1600 россиян в возрасте 18 лет и старше в 130 населенных пунктах 45 регионов страны. 28% респондентов сказали, что никогда не употребляют алкогольных напитков, а 26% употребляют их реже, чем раз в месяц. Кроме того, в 2007, 2009 и 2010 годах Левада-центр проводил опросы об употреблении пива, и оказалось, что 45-49% россиян пива не пьют.

Фонд «Общественное мнение» в 2002-2010 годах провел пять опросов об употреблении алкогольных напитков. Их результаты показывают, что от 21 до 32% россиян никогда не употребляют алкогольных напитков, а еще от 27 до 37% делают это всего несколько раз в год. Доля тех, кто пьет раз в неделю или чаще, сократилась с 23% в 2002 году до 14% в 2010 году.

Таким образом, результаты независимых агентств в целом подтверждают данные Росстата. Безусловно, данные опросов могут несколько занижать потребление алкоголя в стране, так как не охватывают бродяг и некоторые иные категории населения, для которых может быть свойственно высокое потребление алкоголя. С другой стороны, опросы также не охватывают те группы населения, для которых, наоборот, характерна трезвость, например, монахов. В любом случае, если кто-то приводит отличные от результатов вышеупомянутых опросов данные, он должен их методологически обосновать, иначе таким данным доверять нельзя. /p>

По совокупности опубликованных результатов опросов можно сказать, что 20-30% россиян вообще не употребляют алкоголь минимум на протяжении года, то есть они являются трезвенниками. Еще 20-30% россиян употребляют алкоголь не чаще, чем раз в месяц. То есть половина населения России не имеет никаких признаков алкоголизма. Можно спорить на тему о том, какая доля из второй половины имеет первую стадию алкоголизма, но, очевидно, что этот спор сложно вести с теми, кто, не имея для этого оснований, обвинил 72% россиян в алкоголизме.

ВВольное обращение со статистическими данными подрывает доверие и другим антиалкогольным роликам серии «Береги себя», тем более что в них также нередко содержится неправдивая информация. Например, в ролике «Употребление алкоголя. Россия и ее соседи» сказано, что «по данным Всемирной организации здравоохранения, употребление более 8 литров спирта на душу населения ведет к необратимому угасанию этноса». Хотя подобная информация уже давно кочует по русскоязычным источникам, ее нельзя обнаружить ни в одном из документов ВОЗ просто потому, что ВОЗ ничего подобного никогда не заявляла. На самом деле, позиция ВОЗ несколько иная и формулируется просто: «Алкоголь – чем меньше, тем лучше». То есть если в стране употребление спирта составляет 8 литров на душу населения, то надо стремиться уменьшить этот показатель до 7 и так далее.

То, что в России реальные масштабы алкоголизма являются меньшими, чем пытаются представить авторы проекта «Общее дело», совершенно не означает, что эти масштабы не надо сокращать. Однако вести эффективную антиалкогольную политику можно только опираясь на проверенные научные и статистические данные. Кому-то может показаться, что чем большую долю алкоголиков в обществе они укажут, тем больше внимания будет уделяться теме алкоголизма со стороны государства и общества. На самом деле, лжи во благо не бывает. Государственные чиновники, обнаружив, что их обманывают по поводу распространенности потребления алкоголя, будут с сомнением относиться к тем мерам, для подтверждения которых приводятся неверные данные статистики, даже если таковые меры являются вполне разумными и обоснованными. Люди, которых с экранов уверяют в том, что 72% из них являются алкоголиками, будут воспринимать алкоголизм как норму. Вместо того чтобы пропагандировать трезвость, показывая реальные данные статистики о том, что более 20% жителей России являются трезвенниками, авторы ролика «Алкоголь и статистика», по сути, рекламируют алкоголизм.