3D-формат киноизображения ворвался в нашу жизнь стремительно, перевернув прежнее представление зрителя кинотеатра о форме подачи и восприятия творений кинематографа. Кое-кто из прогрессивных граждан уже даже поспешил сделать умозаключения о том, что цифровое 3D-кино – это серьезный вызов и даже угроза существованию кинотеатров в классическом формате и кинопленочному производству в целом.

Ведь технология 3D-изображения куда прогрессивнее, а эффект от ее просмотра куда зрелищнее и реалистичнее, чем при классическом пленочном кинематографе. 3D-формат предполагает объемное изображение, которое получается благодаря просмотру киноленты в специальных поляризованных очках с двусторонним зеркальным напылением. Частота смены кадров при просмотре кино 3D-формата в два раза выше, чем при обычном просмотре, т.е. вместо 24 кадров в секунду зрителю подается 48 кадров в секунду. Кинопроектор оснащен особым фильтром, который по очереди подает кадры для обоих глаз.

Однако первый восторг от 3D-технологий постепенно стал омрачаться многочисленными жалобами кинолюбителей на дискомфорт и даже недомогание после просмотра киноленты в 3D-формате.

Оксана, 32 года Впервые я познакомилась с 3D-киноизображением недавно, когда с семьей отдыхала в Израиле. Сеанс длился минут 30, не больше. В специальных поляризованных очках не очень уютно себя чувствовала. Несколько раз снимала их и просто смотрела на экран.

Матвей, 9 лет У нас открылся новый кинозал в одном из кинотеатров, где можно посмотреть кино в 3D-формате. Качество, конечно, отличное, но у меня нос устал, очки тяжеловатые.

Любовь Алексеевна, 48 лет Заинтересовалась я этой новинкой, ну 3D-форматом кино. Пошли с мужем опробовать это чудо на себе. Вначале вроде нечего. Удивлялись, восхищались. Но у меня потом и глаза болели, и голова.

Елена, 26 лет На 3D-кино больше не пойду. У меня после него голова сильно болела. Лучше буду смотреть киноленты в привычном формате. Мне для полного впечатления достаточно большого экрана.

И такими отзывами уже полнятся виртуальные форумы киноманов. Да и просто пообщавшись со знакомыми о своих впечатлениях от 3D-кинематографа,каждый обнаружит пару-тройку разочарованных в новинке киноиндустрии.

Вслед за жалобами зрителей появляются оправдательные объяснения феномена 3D-недомогания от прокатчиков. Последние, безусловно, все обвинения отрицают и заявляют о надуманности и преувеличенности подобных жалоб, о том, что, дескать, не носят они массового характера, а лишь являются единичными случаями. Кроме того, те же прокатчики поспешили сделать виновными в просачивании подобного негатива, компрометирующего 3D-киноиндустрию, производителей кинопленки, желающих якобы таким образом продлить жизнь умирающей отрасли, на смену которой уже стремительно пришли цифровые технологии. Ситуацию в данном случае могут помочь прояснить врачи. И комментарии на этот счет со стороны докторов уже имеются. Последние признают возможность негативного влияния 3D-киноизображения на организм человека. Связывают доктора этот негатив с реакцией мозга на объемное изображение. Ведь 3D-формат предполагает совмещение с помощью зрительного аппарата двух плоских картинок в одну объемную, а это в свою очередь ведет к дополнительной нагрузке на мозг и зрение.

В качества побочных реакций на просмотр кино в 3D-очках врачи констатируют возможность головной боли, проблем со зрением и тошноты. Группами риска в этом случае являются гипертоники, люди с нарушенным кровообращением головного мозга, эпилептики, люди, носящие очки в обычной жизни. У гипертоников после просмотра фильма в 3D-очках может повыситься давление, у людей, носящих обычные очки, в результате двойного искажения изображения может разболеться голова, а у эпилептиков - даже начаться приступ. Так что же делать обывателю, простому зрителю? Выбирать сомнительное для здоровья, но прогрессивное 3D или безопаснее и комфорте смотреть киноновинки на привычном большом экране? Те же доктора пока сходятся в одном: говорить об однозначном вреде для здоровья просмотра кинолент в 3D-очках некорректно, если фильм снят и демонстрируется с соблюдением всей технологии подобного проката. Т.е. кинолента в 3D-формате должна быть правильно снята, а также, что немаловажно, правильно показана на качественной аппаратуре. Те же 3D-очки должны храниться в специальных футлярах и обрабатываться специальным раствором после каждого просмотра. Если нарушается хоть одно из приведенных выше условий, то у зрителей действительно возможно ухудшение самочувствия.

Но даже если фильм снят и демонстрируется качественно, то его все равно не рекомендуется смотреть представителям вышеописанных групп риска. Здоровому же зрителю смотреть стереокино можно не чаще 2-3 раз в неделю. То есть в случае с 3D, как и в любом другом увлечении, следует знать меру. Приятного и безвредного 3D-просмотра!