В 30-е годы XIX века немецким врачом Карлом Иделером была высказана свежая для того времени мысль, что страх и тревога оказывают косвенное влияние на возникновение и развитие в человеческом организме многих соматических заболеваний. При этом Иделер также выявил различия между тревогой и страхом.

Он считал, что факторы, вызывающие страх, находятся вне человека, а вызывающие тревогу — внутри него. И если человек хотя бы может догадываться о возможной причине появившихся у него страхов, то о том, что именно вызвало его тревогу, он даже не в состоянии предположить. Что-то его беспокоит, мучает, препятствует нормальной работе, мешает быстро уснуть, совершить беззаботную прогулку. Но что это, он не знает.

А незнание порождает еще большую тревогу. Со временем она захлестывает мысли человека, становится невыносимой. Но уйти от нее, спрятаться он не может. Но и дальше выдерживать столь мучительную душевную пытку он не в силах. В какой-то момент он понимает, что ему нужна защита.

И с пониманием этого факта у него начинают меняться ощущения, ведущие к переоценке внутренних ценностей. В конце концов человек пытается отказаться от того мира, который его терзает и к которому он не смог приспособиться, и начинает строить новый. В результате этих психологических пертурбаций у него возникают галлюцинации, главная обязанность которых — оградить человека от неких виртуальных явлений, которые породили в его внутреннем мире беспокойство и тревожность.

Однажды ступив на этот путь, больная фантазия начинает по-своему толковать происходящие события и одновременно пытается найти врага, который, по ее мнению, стал причиной столь тягостного состояния.

При этом поиск врага осуществляется не для того, чтобы найти причины своих страданий, а для агрессивных действий против него, проявив которые, можно погасить накипевшую злость и одновременно добиться нервной разрядки.

Но так как объект тревоги, а значит, и агрессии, обычно находится внутри человека, но неизвестен ему, подсознание начинает направлять свою агрессию на определенные внутренние органы, которые выступают в качестве врага. В результате начинается постепенное уничтожение собственного организма. То есть скрытая тревога приводит к внутренней агрессии, которая, будучи подавленной, ведет к болезням и саморазрушению организма...

И вдруг, спустя более 150 лет, мысли Иделера неожиданно получили продолжение в работах современных психиатров. Во многих экспериментах и исследованиях было показано, что и впрямь между душевными треволнениями и соматическими болезнями существует четко наблюдаемая связь.

В качестве примера такой зависимости врачи часто приводят болезни сердца. Ведь, по сути, почти все чувства, переживаемые человеком, определенным образом отражаются и на состоянии его сердца. Видимо, не случайно говорят о «сердечном волнении» или «дрожи в сердце». А ряд современных кардиологов вообще считают, что сердце порой становится символом близкого человека, и все те чувства, которые нельзя выразить открыто, переносятся на этот орган. И если эти чувства негативные, то сердцу в этом случае не позавидуешь.

Желчнокаменная болезнь представляет собой еще один пример влияния психической составляющей на состояние человеческого организма. Эта болезнь имеет довольно широкое распространение в западном мире. В то же время на Востоке, в частности в Японии, она встречается значительно реже, чем на европейском континенте. Еще реже встречаются камни в желчном пузыре у негров, а у жителей острова Ява их вообще нет.

Точного объяснения этим фактам у специалистов нет, хотя они и предполагают существование неких связей между болезнью и особенностями характера этих народов.

Впрочем, уже древние греки обратили внимание на существование определенной взаимосвязи между человеческой психикой и функционированием печени и желчи. Действительно, когда человек начинает проявлять нетерпение, волноваться и злиться, его чувственное состояние тут же сказывается на работе этих органов.

В 1928 году американский исследователь Е. Витковер решил проверить, насколько правы были древние греки в своих утверждениях о влиянии различных переживаний на работу печени. Для этого испытуемым под гипнозом внушались различные эмоциональные состояния: радость, печаль, тревога и злость.

Оказалось, что в первых трех состояниях поток желчи увеличивался. А вот гнев и злость снижали ее количество. При этом, когда испытуемым внушали, что они находятся в хорошем настроении, желтая окраска желчи становилась интенсивнее. Более того, от внушаемых представлений зависел и качественный состав желчи.

Вообще же, как было выяснено в ходе многочисленных исследований, эмоции, особенно негативные, влияют на функционирование многих органов и систем: в частности, на иммунную систему, на гормональное состояние, на частоту сердцебиений и артериальное давление. При этом отмечена связь между определенными эмоциями и теми или иными заболеваниями. Так, эмоции, которые появляются в контролируемых ситуациях — тревога и чувство беспомощности, а также нервные перегрузки, провоцируют возникновение язвы желудка или двенадцатиперстной кишки.

Гнев и враждебность, скорее всего, является основной причиной возникновения пов

Астма и кожные заболевания также связаны с эмоциями. Правда, конкретно с какими, пока не установлено.

Очень хорошо о связи психики и болезней сказала американский врач Ф. Данбар: «Некоторые думают, что психосоматическая медицина как специальность имеет дело лишь с известной группой болезней, как, например, дерматология или офтальмология. Но фактически прилагательное “психосоматический” указывает на концептуальный подход к человеческому организму со всеми его болезнями.

Быть может, эта точка зрения более существенна для оценки одних заболеваний, нежели других, но, вообще говоря, не должно быть прежней дихотомии “психики” и “соматики”. Психосоматический подход — стереоскопический, он содержит в себе и физиологическую, и психологическую технику. Он может быть применим ко всем болезням».

Но не только психические состояния провоцируют болезни. Довольно часты и обратные процессы: когда хронические соматические заболевания приводят к изменениям в психической деятельности.

Вот какая любопытная цепочка вырисовывается между хронической почечной недостаточностью и психикой человека. При этом заболевании, как известно, возникает интоксикация, на фоне которой развивается астения.

В результате усиливающейся астении происходит сужение объема внимания, нарушение процессов запечатления и хранения информации. Дальнейшее истощение и ослабление организма приводит к тому, что наряду с нарушениями внимания и памяти появляются и другие негативные изменения в интеллектуальной сфере. Например, снижается продуктивность мышления.

Одновременно с изменениями в интеллектуальной деятельности происходят перемены в эмоциональной сфере. У больных наблюдается раздражительность, ослабевает контроль над эмоциональными реакциями. В дальнейшем могут развиваться тревожные и ипохондрические черты.