Российских пациентов, врачей и работодателей ожидает новшество: пособия по болезни будут оформляться с помощью современных информационных технологий
Чтобы выяснить, как работает такая система на практике, корреспондент «КП» вместе с делегацией экспертов отправилась в Литву.
«ЗВОНЮ ДОКТОРУ И ВЫХОЖУ НА РАБОТУ»
- Это просто и очень удобно, - улыбается жительница Вильнюса Илона. - Если я заболею, то иду к доктору, он быстро вводит мои данные в компьютер и дает рекомендации, как лечиться. Когда почувствую, что выздоровела, я звоню врачу и сообщаю о своем выходе на работу. И все! Никаких бумажек, лишних поездок в поликлинику, ожиданий в очереди. А чтобы получить больничные, мне достаточно войти на сайт своего банка и оставить электронную просьбу о выплате в соответствующем разделе.
Мы, российские журналисты, слегка завидуем, вспоминая, сколько времени и сил сейчас отнимает оформление больничного в нашей стране. Тем временем Фонд социального страхования РФ (ФСС РФ) разработал проект, который переводит все трудоемкие формальности в современную - электронную форму. Ну в самом деле - мы давно заказываем еду, технику, авиабилеты через интернет, почему бы не воспользоваться достижениями прогресса для выполнения государственных услуг? В России проект «Электронный листок нетрудоспособности» пока только начинают испытывать в пилотных регионах, а вот Литва - ближайшая к нам европейская страна, где такая система уже работает по полной программе. Представители Минздрава РФ, Министерства труда и соцзащиты и ФСС РФ встретились с литовскими коллегами, чтобы познакомиться с местным опытом, узнать о подводных камнях и преимуществах нового подхода.
ВМЕСТО ПОХОДОВ К ЧИНОВНИКАМ - КОМПЬЮТЕР
«Первый электронный больничный мы оформили осенью 2009 года», - вспоминают сотрудники Содры - Фонда государственного социального страхования при Министерстве социальной защиты труда Литовской Республики. Пять лет назад это новшество, как и все незнакомое, с трудом пробивало себе дорогу. «Немало врачей выступали против, поскольку привыкли делать все на бумаге, а здесь понадобилось осваивать компьютерные программы, - рассказывает заместитель директора Содры Миндаугас Струмкис. - Но если сейчас вы попытались бы отобрать у медиков электронную систему, то они бы очень сопротивлялись». Преимущества электронного взаимодействия ведомств оценили не только врачи, но и сами пациенты-работники, и работодатели, и сотрудники фонда социального страхования.
- У нас сейчас врач оформляет бюллетень пациенту сразу на 14 дней. Сведения поступают в электронную базу данных, автоматически передаются работодателю и в Фонд социального страхования, - продолжает Миндаугас Струмкис.
Через две недели, если человек выздоровел, он может спокойно выходить на работу - больничный лист закроют автоматически. Также работник без проблем получит оплату по бюллетеню, деньги перечисляются напрямую из Фонда соцстраха. Все происходит с помощью электронных сервисов: необходимые процедуры можно выполнить онлайн, не выходя из-за рабочего стола. Если же человек за 14 дней не поправился, то ничто не мешает ему прийти на прием к врачу и продлить больничный.
ПИЛОТЫ, НА СТАРТ!
- Литва прошла все те проблемы и сложности, с которыми мы сталкиваемся в самом начале пути по внедрению электронного листка нетрудоспособности, - отмечает одна из участниц российской делегации, руководитель Департамента страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством ФСС РФ Марина Сальникова. - То, что кажется нам пока несбыточным и далеким, здесь реально работает. Электронный больничный стал повседневной жизнью. Это колоссальная экономия времени. Очень удобно с точки зрения самого процесса оформления: вам не нужно иметь на руках бумагу, которую нельзя сгибать (как думают некоторые), повредить и т. п. - все процедуры выполняются в электронном виде. В то же время работодатель разгружается от лишнего документооборота, не требуется вести и хранить бухгалтерскую документацию, связанную с начислением и выплатой пособий по больничным листам.
- У ваших литовских коллег отладка системы заняла около четырех лет - сколько времени может уйти, чтобы новый проект прижился в России?
- Реализация такого масштабного проекта в нашей стране может занять не два и не три года. Ведь нужно наладить взаимодействие и электронный документооборот между несколькими ведомствами. Сейчас уже выбраны регионы России, которые примут участие в пилотном проекте. Их 18, включая Липецк, Белгород, Самару. Выразили желание попробовать Москва и Подмосковье. Но в первую очередь в пилоте с электронным больничным будут участвовать 8 регионов, которые уже включены в другой пилотный проект ФСС РФ - прямые выплаты. Речь идет о том, что люди получают социальные пособия - больничные, при рождении ребенка и другие не по месту работы, а напрямую - в территориальных отделениях Фонда социального страхования. В таких случаях уже отработано электронное взаимодействие органов соцстраха и работодателя, так что почва для введения электронных больничных наполовину подготовлена. Останется только подключить к системе информационного обмена лечебные учреждения.
ХОЧЕШЬ СХИТРИТЬ - ЛИШИШЬСЯ ПОСОБИЯ
- Важное преимущество заключается в том, что новая система электронных листков нетрудоспособности позволяет свести к минимуму злоупотребления при оформлении больничных, - подчеркивает руководитель Департамента стратегического развития ФСС РФ Андрей Кошкин. - Почему? Во-первых, нет бумажного носителя, информация движется в электронном виде, она прозрачна, ее видят все, ее можно проконтролировать - то есть виден каждый шаг всех участников процесса. Что-то сделать не по правилам, нарушить становится существенно сложнее. Также нам показалась очень ценной практика литовских коллег, которые заключили дополнительные соглашения с рядом организаций для более полного контроля за правомерностью оформления больничных листов.
«У нас есть соглашение с пограничной службой: например, если человек открыл листок нетрудоспособности и выехал за границу (некоторые так устраивают себе внеплановые отпуска), то мы проверяем: как же так, больной вдруг куда-то ездит?» - рассказывает замруководителя Содры Миндаугас Струмкис. Если пациент подтвердит с помощью документов: мол, ездил на обследование либо лечение за рубеж - все в порядке, вопросы снимаются, больничный оплатят.
СЛОВО МИНЗДРАВА
«Мы разгрузим врачей и сократим очереди»
- Для Минздрава России участие в межведомственном проекте «Электронный больничный» совместно с Фондом социального страхования позволит решить ряд важных вопросов, в первую очередь - снизить нагрузку на врачей, связанную с заполнением медицинской документации, - пояснили в Департаменте информационных технологий и связи.
В качестве первого пилотного региона Минздравом России была предложена Белгородская область, так как здесь хорошо развита техническая база для воплощения проекта, созданная в рамках программы модернизации здравоохранения, и отработана значительная часть процесса выдачи электронных больничных. Все белгородские поликлиники и больницы включены в единую региональную информационную систему. Благодаря этому врачам и другим сотрудникам не нужно каждый раз дополнительно вводить общие данные о пациенте (ФИО, паспортные данные, место работы и название работодателя) - все это уже есть в единой базе. Больничные листы распечатываются с использованием готовых данных из электронных медицинских карт пациентов.
- Главная
- →
- Выпуски
- →
- Здоровье
- →
- Доктор отвечает
- →
- Электронный больничный: плюсы и минусы
Доктор отвечает
Группы по теме:
Популярные группы
- Рукоделие
- Мир искусства, творчества и красоты
- Учимся работать в компьютерных программах
- Учимся дома делать все сами
- Методы привлечения денег и удачи и реализации желаний
- Здоровье без врачей и лекарств
- 1000 идей со всего мира
- Полезные сервисы и программы для начинающих пользователей
- Хобби
- Подарки, сувениры, антиквариат