Еще до своего выхода Hatred наделала в Сети немало шума. Destructive Creations на собственном примере показала, как, не вложив в рекламную кампанию ни копейки, можно заставить говорить о продукте практически всех. Событий было много. Доступ к своему магазину для кровавого проекта на какое-то время закрывала Valve, сервис GOG не решился разместить игру на своей площадке, а ESRB выставило проекту польской студии наивысший возрастной рейтинг. Уже после первого трейлера любители жестоких развлечений ожидали возрождения идей, заложенных в Postal, а поборники морали начали вооружаться вилами. Неправы оказались оба лагеря.
Бессмысленные убийства
Сюжет Hatred примитивен и укладывается всего в несколько предложений. В одну роковую ночь безымянный герой доходит до точки кипения и внезапно его пронизывает абсолютная ненависть ко всему живому. В том числе к себе — как следует вооружившись, он выбегает на улицу и, плюясь проклятиями, начинает натуральный геноцид в надежде на скорую встречу со смертью. Вот, собственно, и все. За пятичасовую кампанию мы так и не узнаем, за что умирают ни в чем не повинные прохожие и о каком возмездии твердит персонаж.
Разумеется, из-за такого террора в пригород постепенно начинают стягиваться сотрудники полиции, за убийцей отправляют отряды спецназа, а подход к атомной электростанции преграждает хорошо подготовленная армия. Пробежку по штату легкой не назвать: придется спуститься в канализацию, покататься на поезде, прошерстить лес и обчистить военную базу. Назойливые служители правопорядка умирают крайне неохотно, а пули отнимают немалое количество здоровья. Эх, пугали бы противники не числом, а интеллектом! Увы, в этом игра слабо отличается от старенькой Alien Shooter с ее полчищами пустоголовых пришельцев. Гражданские без всякой логики разбегаются во все стороны и врезаются в главного героя, а солдаты предпочитают бестолково идти напролом, наплевав на укрытия.
Получить передышку не составит труда — стоит отбежать на десяток метров, как преследование становится на паузу. Впрочем, всегда нужно быть начеку, ведь прохожие тоже нередко звереют, а с оружием в руках они равносильны полицейским. Свою долю в общую неразбериху вносит и довольно своеобразная система сохранений. Смерть в Hatred неминуемо ведет к проигрышу, поэтому нередко придется запускать уровень заново. Для тех, кому надоест начинать главу сначала, авторы приготовили ворох необязательных заданий. Убить всех посетителей на презентации очередного смартфона, испортить подростковую вечеринку, поджечь деньги в местном банке, перестрелять сообщество охотников или продавцов наркотиков. Выполнили — получили контрольную точку и сохранение.
Ох, этот утомительный геноцид!
Довольно быстро неоправданное убийство всех и вся невыносимо наскучивает. Manhunt прикрывала жестокие сцены интригующим сюжетом и необходимостью выживать, а Postal возводила вокруг насилия и литров крови стены абсурдного черного юмора. В Hatred же авторы предлагают кидать гранаты в толпу ради очередного достижения в Steam: «убить 1000 полицейских», «убить 10 человек одновременно», «добить 20 наркоманов»… При этом Destructive Creations довольно тяжело обвинить в излишней аморальности — скорее в банальном отсутствии малейшего вкуса. Единственное, за что можно назвать игру действительно жестокой, — это расправа над ранеными. Герой решительно достает нож и вонзает его в жертву, взрывает череп залпом картечи из дробовика, всаживает очередь из автомата в спину молящей о помощи девушки… Поначалу вся эта вакханалия вызывает примерно те же ощущения, что и казни в Manhunt, но затем одни и те же анимации начинают раздражать. Раздражение сменяется равнодушием, когда проводить такие казни буквально вынуждают — здесь это единственный способ подлечиться. «Гениальное» решение, ничего не скажешь.
С наполнением ситуация тоже печальная. Куцый выбор оружия и однообразные локации порождают желание бросить прохождение уже на полпути. Надежды на Unreal Engine 4 разбиваются о первую же локацию — этот могучий движок был выбран лишь потому, что стал бесплатным. По городу бегают наштампованные копии одних и тех же моделей, а на здания натянуты идентичные текстуры. Несмотря на практически полную разрушаемость, физика нередко подводит, да и герой так и норовит застрять в стенах и дверных проемах. Схалтурили и в оптимизации — Hatred умудряется тормозить даже на отнюдь не скромной рекомендуемой конфигурации! Относительно удачным можно назвать разве что общий стиль. Да, выбранная цветовая гамма давно заезжена, но сочетание темных тонов с сочными взрывами и ярко-красным «кетчупом» смотрится неплохо, а зловещая музыка на заднем фоне звучит так, будто мы играем в какой-то мрачный хоррор.
Уделить этому симулятору радикального мизантропа даже пять часов будет невиданной щедростью. Визуальная стилистика и мрачная атмосфера — слишком слабые козыри, не способные вытянуть на себе бездарный игровой процесс. Попытавшись выйти на рынок за счет жестокости, авторы забыли обо всем остальном. Да и эта самая жестокость здесь весьма условная — если вы пришли за этим, то лучше обратитесь к Mortal Kombat X.
Достоинства:
какая-никакая атмосфера мизантропии — правда, скорее никакая;
малая продолжительность (да, здесь это плюс).
Недостатки:
отсутствие сюжета и мотивации у героя;
оптимизацией и не пахнет;
роль искусственного интеллекта в Hatred исполняет искусственный идиот;
однообразные уровни и задания.