Deadly Premonition, созданная геймдизайнером с псевдонимом SWERY (настоящее имя — Хидетака Суэхиро), быстро обрела культовый статус, несмотря на внушительное количество проблем. Она была технически устаревшей и жутко неудобной, но брала продуманной и богатой на метафоры историей, странными персонажами и запутанными диалогами. Вполне логично, что из D4 решили убрать практически все, что можно было сломать: никакой вам стрельбы или открытого мира. Вместо этого перед нами чуть ли не классическое камерное приключение, где почти ничто не отвлекает от наслаждения сюжетом.
Охотник за прошлым
Dark Dreams Don’t Die не боится быть странной и непонятной игроку. Например, вступительная сцена покажется вам абсолютно бессмысленной, о ее значении вы начнете смутно догадываться не раньше чем через несколько часов. А пока вы обнаружите себя падающим в грязную ванну. Со жвачкой во рту. Вы — Дэвид Янг, детектив с очень странной судьбой. Два года назад вашу милую жену убили. С тех пор единственное, что движет протагонистом, — желание найти человека, отнявшего у него любимую. Но это не единственное, что забрали у Дэвида. Из-за ранения в голову он не помнит событий того злополучного дня, и лишь одна фраза вспыхивает в мозгу: «Найди Д». Кто это или что — нет ни единой зацепки, но герой отчаянно пытается обнаружить хоть одну ниточку. И хотя детектив страдает амнезией, он приобрел особый дар — возможность перемещаться в прошлое отдельных предметов-маячков.
Дэвид — большой фанат текилы
История чем-то напоминает «Эффект бабочки», но Суэхиро-сан изо всех сил старается по-своему закрутить повествование. Сериальная формула оказалась очень к лицу D4. К сожалению, до сих пор доступны лишь пролог и первые два эпизода, но каждый из них мастерски срежиссирован и несет в себе собственную интригу и кульминацию. Когда, казалось бы, можно спокойно показывать титры, сценаристы коварно делают финальный поворот, из-за которого нельзя просто взять и спокойно пойти спать. Шарма придает и азиатская специфика: в один момент D4 может обыгрывать серьезную тему вроде потери близкого человека, а в следующую секунду выдает настолько сюрреалистичный эпизод, что просто за голову хватаешься. То ли SWERY вдохновлялся работами своего соотечественника Suda51 (чей Killer is Dead обильно пропитан психоделикой), то ли Дэвидом Линчем, влияние которого явно просматривалось в Deadly Premonition. Здесь есть и безумные персонажи, и пространные диалоги, и метафоризм. Разглядеть во всем этом какой-то однозначный смысл бывает сложно, но в итоге картинка все же начинает складываться (насколько это возможно для неоконченного произведения).
Dark Dreams Don’t Die с первого взгляда напоминает Heavy Rain или The Wolf Among Us. С последней D4 роднит еще и комиксовый визуальный стиль. Картинку сложно назвать технологичной, но чувства вкуса у Access Games не отнять. В плане устройства игра оказывается ближе к классическим приключениям. Свободно перемещаться по локациям нельзя — Янг может ходить лишь между несколькими фиксированными точками и смотреть в одну из четырех сторон в поисках активных предметов. Очень близко к механике point-and-click, только для поиска предметов вместо мышки используется или стик геймпада, или собственная рука. Заметно, что игру адаптировали под Kinect, но его отсутствие не портит впечатление — разве что эффект присутствия ослабевает.
Драка в падающем самолете — одна из лучших экшен-сцен, что нам доводилось видеть
Инвентаря нет, как нет и классических квестовых экспериментов по комбинированию лопаты и огнетушителя. Дэвид — скорее наблюдатель: осматривает окружение и людей, подмечает детали, строит логические цепочки. Зачастую даже бывает непонятно, как улики складываются воедино, пока детектив сам не начинает рассказывать игроку свою теорию, словно заправский Шерлок Холмс. И тогда все действительно оказывается элементарно, Ватсон. Каждое действие требует затраты определенного количества энергии, которая пополняется только через желудок. Если не хотите буквально умереть от переутомления, придется шерстить локации на предмет любой съедобной пищи: гамбургеров, чипсов, сэндвичей и так далее.
Работа детектива не ограничивается лишь методичным расследованием — встречаются и экшен-сцены, выполненные в виде QTE. В них отчетливей всего понимаешь, зачем было городить огород с поддержкой Kinect: часто необходимо повторять действия Дэвида, что руками делать определенно удобнее, чем стиками (да и следить за происходящим проще). Драк не так много, но все они отлично поставлены: задорно, изобретательно, с искоркой. Удачно подобрано и музыкальное сопровождение, и шуточки — как словесные, так и ситуационные. Но не следует терять концентрацию: пусть ошибка и не приведет к немедленному перезапуску у контрольной точки, «запас крепости» протагониста не бесконечен. Не дайте полоске жизни опуститься до нуля и вовремя перевязывайте раны бинтами.
В динамике игра смотрится заметно лучше
* * *
Несмотря на все свои плюсы, D4: Dark Dreams Don’t Die остается нишевой игрой на любителя. Это увлекательный детектив с захватывающим сюжетом, но слишком японский и слишком безумный, чтобы понравиться всем и каждому. К сожалению, это усугубила и сама Microsoft, не обеспечив игре должной рекламной поддержки на запуске. Если говорить прямо, то корпорация не потрудилась организовать вообще хоть какую-нибудь PR-кампанию. В итоге творение студии Access Games оборвалось на самом интересном месте и вряд ли когда-нибудь обзаведется следующим эпизодом. И это, уважаемые читатели, очень грустно. Впрочем, кое-что редмондцы все-таки сделали: январский выход в Xbox Live Gold может быть попыткой прощупать интерес к проекту со стороны пользователей. Надеемся, очень странная судьба одного детектива все-таки продолжится.
Достоинства:
увлекательная и запутанная история;
интересные персонажи;
редкие, но захватывающие QTE-сцены;
здоровая порция сюрреализма…
Недостатки:
для некоторых эта порция может оказаться слишком большой;
аниме-стилистика не каждому придется по вкусу.