«День сурка» в изложении Кевина Смита — примерно так легче всего охарактеризовать новый издательский проект немцев из Daedalic Entertainment. Квест про парня, которому не повезло застрять в понедельнике, козыряет мощной атмосферой сумасбродства, но хватит ли этого, чтобы покорить наши c вами сердца? Давайте узнаем

Бытует распространенное мнение, что, дескать, гик-юмор — чуть ли не самый легкий вид юмора из существующих. Мол, всего-то и нужно, что взять побольше отсылок на всякую культовую классику типа «Звездных войн» или «Стартрека». Ага, как бы не так! Обычно из такого бездумного винегрета не получается ничего хорошего, и вторая часть венгерского «Ван Хельсинга» летом прекрасно это продемонстрировала. Всему свое место, всему своя мера.

С этой позиции разработчики Randal’s Monday сделали все очень правильно. Эти ребята приглашают нас побыть в шкуре простого парня, а еще клептомана, гуляки и болтуна Рэндала. К слову, его хоть и озвучивает Джефф Андерсон, но это совсем не тот Рэндал, что из «Клерков». Так вот, нашего Рэндала угораздило сцапать бумажник своего лучшего друга вместе с его же обручальным кольцом — таким золотым, притягательным, прям настоящей прелестью. Наутро же, мучаясь с дикого похмелья, бедолага узнает, что его уволили с работы, друг покончил с собой, а сам он попал во временную петлю и теперь вынужден переживать этот кошмарный понедельник снова и снова.

Погоня Рэндала за кольцом, которое он сам же поначалу и продал, совмещена с решением житейских проблем и обильно сдобрена действительно классными гиковскими шутками и безумной иронией с налетом идиотизма. Разработчики не стали пытаться обыгрывать какие-либо классические сцены из фильмов или игр, а ограничились лишь многочисленными отсылками в виде знаковых предметов или упоминаний в репликах. Смотрится это круто и, что самое главное, уместно, то есть не вызывает ни малейшего отторжения. Более того, поневоле сам начинаешь выискивать на экране что-нибудь знакомое, будто играешь сам с собой в викторину на знание популярной культуры.



Магазин комиксов — отличное место, чтобы проверить собственную гик-эрудицию

У Randal’s Monday есть всего один, но поистине колоссальный недостаток — это все-таки игра. Родись проект полнометражным анимационным фильмом — а именно таким он, если честно, и ощущается, — цены бы ему не было. Позвать компанию друзей и прикупить ящик пиваколы для достижения нужной кондиции — и несколько часов удовольствия от похождений ушлых рисованных недотеп обеспечено. Необходимость же собственноручно управлять Рэндалом, мотая его туда-сюда по экрану и тыкая носом в различные предметы, уже к середине второй главы напрочь убивает весь кайф от происходящего.

Классические квесты всегда требовали от игрока терпения и усидчивости, однако в зависимости от подхода создателей это могло превращаться как в благо, так и в сущий кошмар. За примерами далеко ходить не нужно — вспомним хотя бы немецкую трилогию Deponia. Страдая всеми болячками вневременной механики жанра, она тем не менее постоянно двигалась вперед, увлекая игрока за собой, постепенно подбрасывая ему пищу для ума и не забывая про его сердце. Мир Депонии тоже был более чем диковинным, но путешествие по нему было построено на логике, пусть и весьма своеобразной, и последовательности. Благодаря этому, решая все новые и новые головоломки, игрок чувствовал удовлетворение и желание дальше следовать намеченному разработчиками пути.

Randal’s Monday же топчется на одном месте — во всех смыслах. Все действо здесь ограничено буквально десятком крохотных локаций, разнесенных по нескольким районам. Причем главному герою, по задумке создателей, приходится постоянно таскаться из одного конца города в другой, и в итоге чаще всего игрок видит проносящиеся перед глазами стены метро (так здесь происходит загрузка уровней). Это, конечно, можно счесть прекрасной метафорической аллюзией на самого Рэндала, застрявшего в одном дне, только вот менее нудным от этого процесс не становится. Персонажи вышли по-хорошему шаблонными, но их длиннющие реплики только и хочется, что промотать, не вчитываясь. И уже наплевать, что пропустишь очередную отсылку или гиковскую шутку — их и так навалом, не страшно.



Многие интерактивные элементы на самом деле абсолютно бесполезны.

Но в окончательный нокаут отправляют загадки, на которых, казалось бы, все и должно строиться. Грамотные головоломки могли бы побороть скуку от скитаний по унылым каменным джунглям, но — увы. Разработчиков то и дело бросает в крайности. Одни задачки до безобразия элементарны, тогда как над другими можно ломать голову часами и так ни к чему не прийти. И не потому, что они сложные, вовсе нет — просто по большей части решения их настолько неочевидны, что скорее начнешь сомневаться в собственных интеллектуальных способностях, чем сообразишь, что именно нужно делать. И вот тогда начинается самый жуткий этап любого квеста — тыканье пальцем в небо в попытках хотя бы случайно попасть на верное решение. Сначала это разочаровывает, потом начинает не на шутку злить.

Но есть и второй вариант — воспользоваться системой подсказок. Да, неспортивно, и игра не преминет об этом напомнить, но зато нервы целее будут. И, что удивительно, подсказки эти прописаны настолько подробно и живо, что в какой-то момент лично я поймал себя на следующей мысли: Randal’s Monday было бы намного проще и быстрее прочитать, нежели и дальше порываться осилить ее. Вот вам еще одно наглядное доказательство того, что канадские разработчики поставили для себя содержание выше формы, а в играх — и особенно квестах — это может очень плохо аукнуться. Так и получилось. Randal’s Monday вышел прекрасным примером хорошего гиковского проекта, но много ли от него толку, если не получается в полной мере насладиться процессом?

Достоинства:

море всевозможных отсылок ко всему, чему только можно;

Джефф Андерсон и Джейсон Мьюз на озвучке;

по-хорошему бредовый сюжет.

Недостатки:

нелогичные задачки;

быстро одолевающая скукота.