В мире видеоигр происходят удивительные вещи (недавно вот вышла онлайн-стрелялка Destiny с совокупным бюджетом полмиллиарда долларов), но во все это не так уж и просто вникнуть тем, кто давно не брал в руки джойстик. По данным американской лоббистской организации Entertainment Software Association, cреднестатистическому геймеру сегодня 31 год, а средний игровой стаж составляет 14 лет, так что о каком-то демографическом разрыве говорить не приходится. Но существует огромное количество людей, чье увлечение играми осталось в 90-х (плюс-минус) и которые сегодня не против повторить опыт юности, но не знают, с чего начать.
Dragon Age: Inquisition и Icewind Dale Enhanced Edition
Дата выхода Dragon Age: 18 ноября
Дата выхода Icewind Dale: 30 октября
Девяностые и начало нулевых были эпохой больших и серьезных фэнтезийных ролевых игр — с бескрайними мирами, сериальным обилием персонажей, приключений и диалогов и маниакальными требованиями к пользователю. В те годы игрокам приходилось держать в уме целые курсы истории, географии и математики. Некоторые из классических франшиз (например, The Elder Scrolls от Bethesda) до сих пор на плаву, некоторые перевыпускаются в виде коллекционных изданий (Baldur's Gate, Icewind Dale), но этой осенью стоит присмотреться к Dragon Age: Inquisition.
Это геймерская «Игра престолов» и геймерский же «Властелин колец» — вселенского размаха эпос, шифрующий между строчек программного кода взрослые темы, начиная с ксенофобии и коррупции и заканчивая вечным конфликтом воли и судьбы.
Недавно рейтинговая коллегия ESRB влепила Dragon Age возрастное ограничение 17+, и список причин, почему детям здесь не место, выглядит как описание сериала от HBO: насилие, кровь, брань, предельно разнообразный секс. Но все эти зрелища для авторов не самоцель и не маркетинговый ход (электронные развлечения — не кабельные каналы), а инструменты мрачного и зрелого фэнтези — в лучших традициях Джорджа Мартина и Джо Аберкромби.
Графика и операторская работа при этом стремятся конкурировать с фильмами Питера Джексона, а игровая механика навевает воспоминания о конце 90-х. Разработчики из Bioware тогда запускали серию Baldur's Gate — во всех смыслах большое фэнтези. Dragon Age — его современная инкарнация: здесь тоже нужно уделять много времени исследованию мира, налаживанию отношений внутри отряда, развитию героев и вдумчивым беседам. Предыдущие выпуски, Dragon Age и Dragon Age 2, собрали едва ли не все возможные профессиональные и журналистские премии. В первой можно было пропасть на полгода, но во второй — в лучшем случае на месяц. Третья часть обещает вернуться к истокам — это и пугает, и будоражит.
До выхода игры остается три недели, но пока можно занять себя расширенным изданием Icewind Dale — классической RPG 2000 года, сделанной практически теми же людьми и опирающейся на схожий набор правил.
В Icewind Dale меньше сюжета, но больше того, что геймеры-ветераны привыкли называть «хардкорным рубиловом», — затягивающих зачисток подземелий один этаж за другим, от заката и до рассвета.
Civilization: Beyond Earth
Дата выхода: 24 октября
Серии глобальных стратегий Civilization скоро стукнет четверть века, это такая же ветхозаветная твердыня, как Doom и Prince of Persia, и говорить о ней, словно в первый раз, как-то неудобно. Вопреки своему названию, недавно вышедшая Beyond Earth опирается не столько на классическую серию, сколько на ее научно-фантастическое ответвление — Sid Meier's Alpha Centauri 1999 года. Выходцам с Земли снова предстоит осваивать далекую планету. Вместо привычных народов (русских, зулусов, египтян) — некие общности: Славянская Федерация (воплощенная фантазия о евразийском русском мире), Американская Рекультивационная Корпорация, Франко-Иберия (прибравший часть Северной Африки Евросоюз) и другие. Вместо привычного карабканья по древу знаний от горшков к генной инженерии — четыре вектора развития цивилизации. Кто-то закончит игру, воссоздав на далекой планете Землю XXI века. Кто-то заключит союз с пришельцами. Кто-то придет к трансгуманизму. Если все прежние серии повторяли одну и ту же модель развития, то эта действительно предлагает дивный новый мир.
Но в одном «Цивилизация» себе верна: это подчеркнуто неторопливая пошаговая стратегия, способная месяцами высасывать из игрока все силы, а по итогам делающая его безработным, но счастливым философствующим гуманистом.
Ultimate General: Gettysburg
Дата выхода: 16 октября
В послужном списке гейм-дизайнера Сида Мейера, одного из величайших мечтателей индустрии, можно найти не только Civilization и Alpha Centauri, но и пилигримскую стратегию Colonization, лихой симулятор пиратской жизни Pirates! и военно-тактическую игру Gettysburg! Последняя этой осенью тоже получила неофициальное продолжение, из которого может вырасти целая серия.
Называется игра Ultimate General: Gettysburg, а стоит за ней один-единственный вундеркинд Ник Томадис — парень, который много лет модифицировал чужие стратегии, а теперь взялся за собственную. Кроме классического Gettysburg! (1997), его проект напоминает английскую серию Total War (началась в 2000 году) и украинских «Казаков» (вышли в 2001-м) — тоже вполне священные для геймеров вещи. Одно из ключевых сражений американской Гражданской войны Томадис реконструирует с фанатизмом человека, дышащего страницами книг об истории, как кислородом.
Получается очень умная, по-хорошему старомодная, сложная и требовательная стратегическая игра, своей непредсказуемостью быстро приводящая в неистовство даже самых сдержанных шахматистов.
Лучшей рекламой к ней мог бы стать известный эпизод из «Твин Пикс», где безумный Бен Хорн наряжается в форму конфедерата и превращает свой огромный офис в игрушечный Геттисберг. С вами будет так же.
Jagged Alliance: Flashback и Wasteland 2
Дата выхода Jagged Alliance: Flashback^ 21 октября
Дата выхода Wasteland 2: 19 сентября
Одним из самых трогательных моментов прошлогодней мэрской кампании А. Навального было интервью игровому сайту Kanobu, в котором кандидат с искренней надеждой поинтересовался, есть ли будущее у старенького тактического боевика Jagged Alliance. Год назад казалось, что нет, а теперь выяснилось, что да (чего не скажешь об оппозиции): неделю назад вышла новая серия Jagged Alliance: Flashback. Она пытается быть ремейком Jagged Alliance 2 1999 года Aterdux Entertainment — веселой инструкции по государственным переворотам, в которых группа наемников (самые харизматичные были русскими) делала революцию в вымышленной банановой республике. В новой версии обаяния, шуток и крутых реплик у боевиков меньше, искусственный интеллект соперников слабоват, а арсенал небогат.
Но пошаговые городские бои, цинизм наемничества и романтика революционной борьбы свое дело по-прежнему знают: в Jagged Alliance: Flashback легко пропасть на неделю.
Другая пошаговая тактическая игра с ролевыми элементами, наделавшая шуму этой осенью, — Wasteland 2. Первая ее серия вышла аж в 1988 году и предложила геймерам великую альтернативу фэнтези — мир после ядерной войны. Из этой робкой идеи впоследствии выросли такие памятники американской поп-культуры, как Full Throttle и Fallout, причем последний отчего-то стал настоящей сенсацией даже не на родине, а в России. Попробовав постапокалиптическую RPG в 1997 году, десятки (а может, и сотни, кто теперь сосчитает) тысяч юных россиян влились в толкиенистское движение — только воображать себя стали не орками, а радиоактивными мутантами.
Среди геймеров стало хорошим тоном перепроходить игру раз в год, писать по ее мотивам рассказы (не удержался даже Лукьяненко), программировать собственные текстовые квесты и покупать все подряд в жанре «постапокалипсис». И, если речь шла о разработчиках, пытаться сделать что-то похожее, но свое — так, в частности, родился знаменитый украинский S.T.A.L.K.E.R. Новенькая Wasteland 2 — едва ли не единственная за рамками франшизы Fallout постъядерная игра, которую имеет смысл приобрести. Здесь все как в «Безумном Максе» — выжженный мир, панки-людоеды, ковбои в кожаных куртках, ржавые машины, верные псы и патроны, которых всегда мало. Сценарий игры насчитывает больше миллиона страниц, и не провалиться в эту историю с головой почти невозможно.
К слову, масштабы народной любви к Wasteland и Fallout так велики, что на Kickstarter проект собрал за месяц неслыханные три миллиона долларов.
Legends of Eisenwald
Дата выхода: версия: 2014–2015, но уже есть «ранний доступ»
Белорусская игра, провоцирующая на ностальгию не только по хитам 90-х King's Bounty и Heroes of Might and Magic, но и по советским рыцарским фильмам для тех, кто нужные книжки в детстве читал. Разработчики из Минска — точно читали, потому что воли, мужества и ответственности небольшой команде Aterdux Entertainment, уже пятый год работающей над масштабным суперпроектом, явно не занимать.
«Легенды Эйзенвальда», как и лучшие подобные игры двадцатилетней давности, склеены из двух измерений. На глобальной карте герои перемещаются между замками, берутся за выполнение квестов, формируют армии и ищут сокровища. На тактическом уровне ведутся пошаговые бои, напоминающие настольные и карточные игры.
Местное Средневековье не очень правдоподобное, но и не до конца фэнтезийное: скорее оно моделирует готический романтизм.
Два года назад авторы провели успешную краудфандинговую кампанию на Kickstarter. Симпатизирующих им народных инвесторов оказалось так много, что незаконченную версию игры выпустили в рамках программы Steam Early Access — и поклонники принялись тестировать и додумывать ее вместе с разработчиками.
Обновления выходят регулярно, программных ошибок в текущей версии нет (что, вообще говоря, нетипично для отечественной и сопредельных индустрий), отзывы критиков и игроков максимально доброжелательны — в общем, героическая одиссея белорусских мечтателей близится к самому благополучному исходу. Хотя хочется верить, что за Legends of Eisenwald последует что-то еще, потому что энтузиасты вроде Aterdux Entertainment всегда были солью этой холодной, но плодородной земли.