Мир, знакомый многим поклонникам RPG с давних лет, вновь зовет навстречу приключениям - теперь в компании соратников. Одна из самых известных и продуманных игровых вселенных впервые решила выйти за границы одиночного плавания. Чем увенчалась попытка разделить Тамриэль между тысячами игроков — читайте в нашей рецензии

Тамриэль, период междуцарствия, десять веков до событий TES V: Skyrim. ZeniMax Online Studios удачно выбрала временной отрезок для событий игры — эти страницы истории вселенной TES относительно пусты, поэтому полет фантазии разработчиков не вызывает у поклонников острого желания немедленно требовать объяснений. Впрочем, основные принципы саги они постарались не затрагивать. Герой, тюрьма, побег, большой открытый мир для исследования и масса интересных заданий — казалось бы, ничего нового.

За исключением двух глобальных перемен. Впервые разработкой проекта во вселенной The Elder Scrolls занимались не ее родители из Bethesda. И в первый раз за 20 лет необозримые просторы, от песков Алик’р до заснеженных хребтов Скайрима, больше не являются личным заповедником одного человека. Эти два факта в корне поменяли атмосферу игры и заставили смотреть на TES Online в отрыве от остальной серии, несмотря на все старания Zenimax Online Studios угодить «и нашим и вашим».

⇡#Больше — не значит хуже

Тамриэль из года в год сотрясают одни и те же беды. Даэдра — местные божества средней руки — по очереди пакостят и помогают воюющим между собой смертным. Претендентом на порабощение мира в этот раз стал Молаг Бал, Бог интриг и Повелитель бед, забрасывающий континент своими прислужниками — интригами и бедами. Второй персонаж главной сюжетной линии — некромант, чернокнижник и просто Король червей Маннимарко. Именно он с характерным оскалом встречает ваш персонаж в начале приключения, отправляя в пешее путешествие по личной истории. Реализована она в виде персональных зон, где другие игроки не помешают участвовать в ключевых событиях.

Задания поданы в классическом стиле «взял-выполнил-сдал» — но не спешите разочаровываться! Чуть ли не впервые за историю MMORPG рутинное на первый взгляд занятие оказалось невероятно интересным. Разработчики, актеры и сценаристы создали сотни квестов по всем канонам серии, взяв лучшее от Skyrim и приправив атмосферой Morrowind. Куда бы ни направился герой, он поневоле вляпается в приключения. И это не скудно описанные этюды вроде «Рагнар Рыжий потерял свой сладкий рулет, принесите пять рулетов», которые являются бичом жанра.

Отнюдь. Квестами TES Online, кажется, занимались профессиональные режиссеры. Благодаря текстам и озвучению каждый диалог насыщен эмоциями и настроением, будь то призыв о помощи в поисках выпивки или мистическая история о таинственном существе в духе Стивена Кинга. Слушать компьютерных собеседников действительно приятно, разговоры сдобрены долей юмора и не вызывают желания пропускать их, как в других MMORPG. Благодаря такому добросовестному наполнению второстепенные сюжетные линии выглядят занимательнее основной истории — но это, пожалуй, можно считать традицией игр The Elder Scrolls.

Хоть задания и являются основным способом развития персонажа, одним высоким уровнем сыт не будешь. Когда награды в виде ржавого меча за убийство вождя гоблинов становится мало, очень кстати приходится продвинутая система профессий. Разработчики не стали строить «крысиных лабиринтов» — создание и разборка, улучшение предметов и изучение рецептов реализованы максимально удобно и понятно. Гибкий интерфейс позволит подогнать характеристики и внешний вид вещи под любые потребности, что делает процесс крафта в TES Online одним из лучших в жанре. Обеспечив себя необходимой экипировкой, можете смело отправляться в любом направлении — приключения на ваши металлические поножи найдутся сами.

Одно небо на всех

Тем более что вопрос «Куда пойти?» здесь не стоит. Несмотря на тот факт, что карта Тамриэля реализована пока лишь на треть (налицо желание обеспечить запас пространств для будущих аддонов), скучно не будет нигде. То и дело взгляд натыкается на развалины, заброшенные шахты и затонувшие корабли, а красота пейзажей и вовсе вызовет у поклонников вселенной ностальгическую слезу. Разочаровывает лишь подводный мир, которого попросту нет.

Зато большая часть расположенных на твердой земле объектов — не просто декорации. В них живут враги, таятся сундуки с добычей и ждут своего часа интереснейшие задания. Казалось бы, просто рай для первооткрывателей, не уступающий миру одиночных игр TES. Но приставка Online в названии и вытекающее из нее стремление к массовости имеет свои последствия. Дело в том, что технология каналов (дублирование локации для одного игрока или небольшой группы во избежание перегрузки) была применена только для классических MMO-подземелий и личной истории. Зайдя же в обычную пещеру с целью ее исследовать, редко когда увидишь ожидаемый полумрак и рыскающих в темноте чудищ. Когда стада игроков носятся по коридорам, монстры дымящимися кучками лежат на полу, сундуки выпотрошены, а за мини-боссами выстроилась очередь... Какие уж тут открытия. Так же нелепо выглядит огромное количество двигающихся по заданиям основного квеста «избранных», вызывающих ассоциации с Токио в час пик. Этой густонаселенностью ZeniMax Online рушит всю атмосферу мира TES Online, превращая игру в дебош в нордском трактире.

У столпотворения есть и обратная сторона. Спустя десяток уровней ваш герой окрепнет и получит повестку в Сиродил, где идут основные боевые действия. Тут-то неорганизованная толпа, разрывающая в клочья каждого встречного скампа, придется к месту. Три враждующих стороны в одной локации создают впечатляющее зрелище — и неважно, мелкая ли это стычка или осада с участием сотен человек. Война идет на огромной территории, солдаты захватывают Древние свитки и управляют осадными орудиями, ломая стены крепостей и лавиной сметая защитников. Игра рассчитана на любителей массовых побоищ — одиночки могут реализоваться лишь в тылу и с особой осторожностью, что не слишком интересно. Без преувеличения можно сказать, что по части PvP разработчики превзошли даже собственные обещания.

Дерутся заклятые враги не только ради безудержного веселья. Лучший игрок в рейтинге, имея в активе альянса захваченный Имперский город, становится императором и получает целую линейку уникальных умений. Его близкие соратники также награждаются полезными эффектами. Долго пробыть властью предержащей непросто, ведь яростная война за Сиродил никогда не заканчивается.

Оружие для императоров

Удовлетворять свои честолюбивые амбиции мы будем собственными руками, размахивая оружием и пользуясь демократичной системой способностей. Внушительное дерево навыков, постоянно разрастающееся благодаря достижениям и заданиям, разделено на несколько направлений. Выбор класса дает всего три линейки по шесть умений, но их не обязательно развивать. Ничто не помешает сделать мага в тяжелом доспехе с двуручной секирой, который и не думает вкладывать очки талантов в захудалые огненные шарики. Вариантов так много, что развить все способности становится проблематично. Неправильно сделанный выбор не фатален, поскольку всегда можно обнулить вложенное и пойти по другому пути.

Однако лучше обучать персонажа одной специализации, ведь очки умений тратятся на каждый чих — таланты профессий, гильдейские и даже расовые. И вообще, назвался воином — негоже с посохом подкрадываться. Свобода выбора заканчивается во время боя, когда доступными остаются лишь приемы, вынесенные на шестикнопочную панель. Всего же доступных умений двенадцать — из-за возможности переключаться между парой раскладок. Такое ограничение хорошо сказывается на игровом балансе, но огорчит любителей прокатиться лицом по клавиатуре и увидеть мощное кунг-фу. Так что в итоге из всего многообразия используются от силы два-три десятка проверенных способностей, которые со временем и развиваются.

В разгар битвы два основных ресурса, мана и выносливость, могут коварно закончиться, однако боевая система предоставляет и другие инструменты для победы. Обычная и силовая атаки, блок, прерывание заклинаний и перекат — применяя все это вовремя, можно сорвать сокрушительные удары противника или произносимые им заклятия, что позволит провести болезненные контратаки без затрат ресурсов. Благодаря этой системе TES Online хвастается оживленными сражениями, не скатываясь до банального закликивания.

Вместо эпилога

Взяв на себя ответственность за мечту целого поколения игроков о мультиплеерной The Elder Scrolls, ZeniMax Online Studios воплотила ее лишь отчасти. Недостатки легко простить за прекрасное исполнение мира, удобство и атмосферу. При этом отождествление с проектами Bethesda Game Studios будет неверным, несмотря на внешнюю схожесть.

TES Online — весьма качественная MMORPG, удачно развившая старые идеи жанра, но не привнесшая в него ничего нового. Если прохождение игр оригинальной серии сравнимо с чтением хорошего фэнтези, то TES Online является остроумно написанным путеводителем по Тамриэлю. Поставить на одну полку можно, но авторы, как и жанры, у них разные.

Уголок потребителя

Старания разработчиков игры были заметно подпорчены зловредными чиновниками из дома Хлаалу. Покупая TES Online по цене полновесного AAA-проекта, вы получаете 30 дней бесплатной подписки — и это хорошо. Плохо то, что сразу же необходимо определиться с планом подписки на последующие месяцы — а если вы этого не сделаете, то не сможете отыграть и положенные 30 дней. Завершающим штрихом стала техподдержка, отвечающая сотням пользователей копией неработающих рекомендаций с главной страницы сайта. Такой «удачный» старт ставит запуск TES Online в один ряд с Diablo 3 и ее «Ошибкой 37».

Достоинства:

прекрасная атмосфера мира «Древних свитков»;

квесты в лучших традициях серии;

удобный и продуманный интерфейс;

зрелищные сражения между альянсами захватывают дух.

Недостатки:

перенаселенность мира часто превращает происходящее в балаган;

слабо проработаны некоторые аспекты — например подводный мир или система скрытности;

редактор персонажей годится только для производства армии клонов;

расчет на массовые битвы усложняет соло-игру за классы поддержки или дальнего боя.