Стелс-экшены изменились, однако Blacklist доказал, что перемены не всегда к худшему. Не все у Ubisoft вышло идеально, но недостатки лишь подчеркивают главное достоинство — в Splinter Cell снова интересно играть тем, кто любит прятаться в тенях и неслышно убивать

Своими метаморфозами серия Splinter Cell неплохо отображает сложившуюся ситуацию со стелс-жанром в целом. Пик классического геймплея пришелся на образцовую Chaos Theory, после чего мы видели постепенный отъезд в сторону экшенов. Конечная остановка — динамичный, но совершенно не соответствующий духу сериала Conviction. Дальше — только депо и отстойник, в который будут заглядывать разве что любители «пострелушек на вечерок».

При этом новая волна принесла и другие стелс-экшены (см. Dishonored и Hitman: Absolution), которые оказались лучше чахнущих представителей семейства Splinter Cell во всем. Наверное, Ubisoft это тоже осознала, создавая Blacklist. Это не возврат к истокам, как хотелось бы верить многим, а современный ответ на натиск новой волны. Со всеми соответствующими плюсами и минусами.

Летающая команда

Сэм Фишер изменился, но не в лучшую сторону. Раньше его характер определялся грубым, глубоким и отрывистым голосом Майкла Айронсайда — легко верилось, что такой опасный парень справится с заданием любой сложности. Теперь его озвучивает актер Эрик Джонсон, работа которого ничем не примечательна и не соответствует уровню предшественника. Персонаж потерял свою индивидуальность, став очередным героем жанра американского боевика. Причина замены главного актера всего сериала, озвученная Ubisoft, выглядит не очень убедительно: «Нам нужен был молодой человек, способный передать динамику и интенсивность диалогов, происходящих в разгар боевой операции». Понятное дело, что Айронсайд уже не в той форме, чтобы целыми днями бегать по площадке в MoCap-костюме — но ведь раньше этого и не требовалось, а отличный результат достигался и в спокойной обстановке будки звукозаписи.

С остальными персонажами в Blacklist тоже беда, но здесь уже вопросы к сценаристам, а не актерам озвучения. По сюжету Сэм становится руководителем новообразованного «Четвертого эшелона» — специального подразделения по борьбе с терроризмом. В элитную команду также включен оперативник Айзек «я-могу-быть-таким-же-крутым-как-Сэм» Бриггс, Чарли «смешной-и-одаренный-хакер» Коул и давняя боевая соратница Фишера — координатор Анна «честь-и-совесть-команды» Гримсдоттир. В игре, естественно, этих кавычек нет, но из-за поверхностных диалогов и проработки персонажей на уровне типажей-заготовок они напрашиваются сами собой; главный злодей тоже получился неубедительным и серым — лично я забыл его имя и лицо уже через пару часов игры. Да и сюжет в целом, как уже отмечали наши авторы в «Играх месяца», не претендует на свежесть и оригинальность — очередная история про плохих парней, замышляющих недоброе против Америки.



Все это не было бы большой проблемой — в конце концов, Splinter Cell никогда не отличался особой сценарной глубиной, — не делай разработчики такой акцент на истории. На пути к геймплею стоят неинтересные, пространные диалоги, которые так и тянет промотать. Когда все наконец наговорятся, мы встаем перед мнимой «свободой выбора» — приступить к заданию или оттянуть его выполнение, побегав по самолету либо взявшись за второстепенные миссии.



Ах да, теперь у нас есть «Паладин» — летающая крепость, в которой базируется команда «Четвертого эшелона». Такое ощущение, что после Mass Effect в каждой игре должны быть корабль и команда… Польза от него, впрочем, есть: здесь мы можем подобрать снаряжение для следующей миссии, разблокировать новые гаджеты и вооружение, а также заняться их модификацией. А еще здесь есть SMI — большой сенсорный стол, позволяющий выбрать следующее задание. На этом экране намешано все, от помеченных красными иконками сюжетных миссий до второстепенных операций (многие из которых рассчитаны исключительно на прохождение вдвоем с напарником) и мультиплеерных матчей в режиме «Шпионы против наемников».

Увидев такую тесную интеграцию, можно подумать, что выполнение дополнительных задач как-то повлияет на основной сюжет, но нет — финал один, разветвления не предусмотрены. То же самое касается нескольких эпизодов из разряда «убить/пощадить» — решение влияет лишь на то, в какую категорию будут зачислены очки по итогу прохождения уровня. Зачем создавать ощущение свободы, если никакой свободы в Blacklist нет? Непонятно, сбивает с толку и портит впечатление от игры — в общем, позитивных сторон этого решения найти не удалось.

Оперативный простор

К счастью, все вышеперечисленное не имеет ни малейшего отношения к самому геймплею. А он в Blacklist удался — разработчики сумели соединить незаметное передвижение с экшеном, позволив игроку самому выбирать пропорции. Структура большинства уровней этому всячески способствует. Практически всегда к цели ведут несколько маршрутов, а где-нибудь в укромном уголке найдется тайный лаз или карниз, по которому помолодевший Сэм пронесется в духе Assassin’s Creed. Если же прятаться в темных углах надоест, всегда можно взять в руки дробовик и попробовать прорваться с боем (не пытайтесь делать так на сложности «Ветеран»). Но лучше все-таки двигаться незаметно — именно в классическом стелс-режиме Blacklist показывает себя с самой лучшей стороны.

Арсенал гаджетов позволит подобрать экипировку под любой стиль. Есть все, что душе угодно, — от нейтрализующих и отвлекающих гранат до взрывчатки различной степени убойности и хайтек-штучек вроде трикоптера. Стоит сказать, что на среднем уровне сложности надобности в устройствах почти нет — для прохождения с головой хватает удобной системы укрытий, позволяющей быстро и незаметно перемещаться за спинами врагов.



Последние, кстати, получились очень даже вменяемыми. За исключением редких досадных заскоков, их поведение не разочаровывает. Противники перекликаются по рации и становятся осторожнее, если кто-то не отвечает, не зацикливаются на одной траектории (попробуйте перезагрузиться и увидите, что охранники сменили маршруты) и заставляют закрывать за собой двери, чтобы не вызывать подозрений. Обращаются с оружием они, кстати, тоже неплохо, а поскольку Фишер крайне неохотно глотает пули, открытых боев лучше все-таки избегать. Если же до этого дошло, то решить дело в свою пользу помогает механика ликвидации — как в Conviction, достаточно отметить цели и нажать на кнопку, чтобы Сэм эффектно расстрелял врагов. В Blacklist идею развили, позволив убивать буквально на бегу, да еще и с применением острого керамбита, если несчастные оказались слишком близко. Вариантов устранения много, поэтому следить за «трехглазым» супершпионом в деле не надоедает.

Для всех и каждого

В общем, по части игрового процесса Blacklist можно упрекнуть разве что в небольшой продолжительности. Я не засекал, сколько времени было проведено за прохождением, но титры выскочили на экран совершенно неожиданно. Игровая механика очень хороша, поэтому хочется еще больше заданий, разветвленных уровней и напряженных ситуаций.

Отчасти жажду могут удовлетворить совместные миссии, но и они проходятся за пару часов. А некоторые сценарии и вовсе представляет собой неуместную в Splinter Cell вариацию «орды», где нужно уничтожать волны противников. Совсем другое дело — режим «Шпионы против наемников». Задача первой четверки состоит во взломе нескольких терминалов, разбросанных по карте, вторые же пытаются эти самые точки защитить. Фокус в том, что шпионы более мобильны и управляют персонажем с видом от третьего лица, в то время как наемники неповоротливы и видят происходящее «из глаз». Стили игры совершенно разные, ощущения необычные, но каких-то серьезных преимуществ ни одна сторона не имеет — баланс присутствует. Обязательно попробуйте Spies vs Mercs в роли наемника — если не понравится, то хотя бы узнаете, как видят мир беззащитные жертвы Сэма Фишера.

Blacklist получился неоднозначным, но в главном ему не откажешь — это стелс-экшен с приятной игровой механикой, позволяющий выбрать такой стиль прохождения, какой понравится. За этим подходом проглядывается маркетинговый отдел Ubisoft, явно стремившийся угодить всем возможным категориям покупателей. Но кому от этого плохо? Главное, что поклонники прежних, классических Splinter Cell могут включить «Ветерана» и уйти в тень, предоставив всем остальным стрелять столько, сколько захочется.

Достоинства:

гибкая геймплейная механика, позволяющая выбирать желаемый стиль игры;

разветвленные уровни всегда предлагают выбор;

неплохой «кооп» и отличный соревновательный мультиплеер.

Недостатки:

голос главного героя заметно поблёк;

периодически игра пытается создать ощущение свободы и нелинейности там, где этого на самом деле нет;

незапоминающиеся, серые персонажи;

ненужный акцент на посредственной истории.