До релиза наконец-то добрался один из первых крупных и амбициозных проектов из числа профинансированных фанатами на Kickstarter. Это возвращение на мониторы культовой настольной RPG с уникальным миром, в котором переплетаются магия и киберпанк. Что получается, когда условия диктуют не издатели, а игроки, читайте в нашей рецензии

В последнее время жанру RPG приходилось несладко. Последним оплотом крупнобюджетных ролевых игр остаются разве что BioWare и Obsidian Entertainment (ну и Bethesda. — прим. ред.). Но благодаря сервису Kickstarter многие классические проекты получили второй шанс. Torment: Tides of Numenera, Project Eternity, Wasteland 2 и, конечно же, яркая Shadowrun Returns, о которой мы сегодня и поговорим.

Киберфантазии

На дворе 2054 год. Мир Shadowrun представляет собой мрачный киберпанк в лучших традициях «Бегущего по лезвию»: нотки нуара, трущобы, полные неонового света и отбросов общества, корпорации, стоящие у власти, и прочая соответствующая атрибутика. С одним «но», сильно отличающим данную вселенную от собратьев по кибержанру: продвинутые технологии здесь комфортно уживаются с магией, эльфами и орками. А крупные фирмы используют не частные военные армии или подразделения, а наемников, именуемых «раннерами». Одним из таких солдат удачи будущего, как несложно догадаться, является и наш герой. Разработчики не ограничивают нас в выборе и разрешают создать любого персонажа, от мастера рукопашных схваток до эльфа-хакера.

Сиэтл — типичный город мрачного будущего, в котором каждый вертится как может. Наше альтер эго оказывается временно на мели, но без работы такие люди никогда не остаются. Телефонный звонок от старого приятеля, который оказывается посмертной записью и просьбой расследовать собственное убийство, выливается в увлекательное детективное приключение. Здесь нашлось место разборкам с наркобаронами, корпоративному шпионажу, мистическим ритуалам и целому вагону харизматичных персонажей.



История раз за разом делает неожиданные повороты. Стоит подумать, что финишная прямая уже совсем скоро, как сценаристы поворачивают действо в совсем иное русло. Harebrained Schemes умело задействует фантазию игроков, даже несмотря на то, что действие весьма камерное, разворачивающееся на скромных по размерам и убранству локациях. Разработчики располагали довольно небольшим по современным меркам бюджетом, поэтому Shadowrun Returns представляет собой изометрическую RPG, в которой нет озвучки, дорогих роликов или реалистичной анимации. Она берет другим: отменным дизайном и мастерски прописанными диалогами. Авторы не поленились подкрепить реплики персонажей текстовым описанием их реакций, включая такие нюансы, как взгляд, тон или жестикуляция. А наше воображение доделывает работу, рисуя в голове диалоговую картину не хуже, чем в Mass Effect. И именно такое кропотливое отношение к каждой мелочи позволяет не обращать внимания на скромный внешний вид. Каждый сантиметр локаций прорисован тщательно и с душой: ветер гоняет по темным улицам газеты, неоновые вывески заливают светом подворотни, а шикарным портретам персонажей позавидует любая D&D-игра.



Несмотря на то, что сюжет линеен и практически лишен развилок, история для каждого игрока все равно будет уникальной — в первую очередь благодаря богатым возможностям для отыгрыша роли. Одни будут продвигаться по сюжету лишь ради денег, другие станут охотиться на маньяка с желанием остановить смерти, третьи будут руководствоваться исключительно жаждой мести. Отношение персонажей к герою зависит от выбранной расы, а различные способности открывают немало дополнительных реплик и вариантов выхода из затруднительных ситуаций.

X-run

Ролевая система позволяет выбрать любой стиль игры. Любите ли вы швыряться огненными шарами или предпочитаете взлом и контроль над техникой — Shadowrun Returns никому не даст уйти обиженным. Прокачка, с одной стороны, весьма прозрачна, а с другой — заставляет думать над распределением «очков кармы», которые зарабатываются исключительно путем выполнения заданий. Персонаж обладает набором привычных характеристик вроде силы, ловкости, воли и других. Развивая их, вы открываете доступ к более универсальным навыкам, таким как стрельба, взлом или новые виды магии. Продвижение по этим лесенкам в свою очередь может открыть еще более «узкую» специализацию. К примеру, мало уметь призывать духов, необходимо еще быть в состоянии их контролировать, а за это отвечают два разных таланта.



Но даже если вы любитель улаживать дела миром, все равно периодически придется расчехлять дробовики и пускать в ход боевые заклинания. В эти моменты Shadowrun Returns очень сильно напоминает тактическую часть XCOM: Enemy Unknown. Битвы протекают в пошаговом режиме, а у каждого подручного ограниченное количество очков действия. Исход чаще всего зависит от двух факторов: хорошо подобранной группы и грамотного расположения героев за укрытиями. Каждая драка предлагает море возможностей для различных классов. Магу выгодно базироваться рядом с особыми «местами силы», шаманы смогут в специальных точках призывать духов, а хакеры будут вести свою войну на виртуальном фронте, влияя этим на мир реальный.

Но не обошлось и без недостатков. Во-первых, не понятно, почему нам не разрешают свободно бегать по зачищенным комнатам, если в другом конце здания притаился чудом выживший противник. Во-вторых, игра сохраняется лишь в переходах между локациями – иных способов не предусмотрено. А некоторые сражения могут длиться и по двадцать минут. Из-за всегда присутствующего фактора неприятной случайности (герой может промазать с шансом попадания в 99%, а враг — нанести критический урон с сотни метров) некоторые моменты приходится перепроходить несколько раз. Особенно это раздражает, если первая половина задания — мирная. Лишь увлекательный процесс сражений спасает от нервных криков и желания выключить Shadowrun Returns после нелепой гибели одного из героев.

Не всегда у разработчиков получается выдержать темп. Иногда перестрелки идут одна за другой, а затем вдруг мирный эпизод растягивается на полчаса. Несмотря на интерес к различным персонажам, со временем диалоги начинаешь проматывать, лишь бы побыстрее опробовать новенькое заклинание.



Shadowrun Returns можно ругать за разного рода шероховатости и недоработки, но делать это совершенно не хочется. По-настоящему выводит из себя лишь дурацкая система сохранений, а все остальное — следствие скромного для столь амбициозного проекта бюджета. Все недостатки Harebrained Schemes искупает любовью к своему детищу. Пусть здесь нет дорогой постановки и озвучения, зато каждый встреченный персонаж, даже самый обычный продавец, имеет собственную историю, которую интересно узнать. Сюжет линеен, но в кои-то веки не сводится к собиранию армий/артефактов, да еще и предлагает богатые возможности для отыгрыша. А уж простую технологию с лихвой искупают выверенный дизайн и скрупулезность проработки.

Но самое замечательное в Shadowrun Returns — это редактор, который идет в комплекте с проектом. Подготовленная разработчиками кампания касается многих аспектов лишь поверхностно (к примеру, система этикетов здесь почти незаметна) и, при всей своей увлекательности, служит лишь демонстрацией возможностей инструментария. А полный потенциал проекта еще предстоит раскрыть игровому сообществу. И это здорово интригует.

Достоинства:

уникальный и проработанный мир;

увлекательный сюжет;

простая, но продуманная ролевая система;

захватывающие тактические бои;

встроенный редактор.

Недостатки:

неудобная система сохранений;

статичный мир;

раскрыт далеко не весь потенциал.