Не хотелось бы начинать рецензию с банальных слов, но сложно забыть про завышенные ожидания. От них не абстрагироваться: редкое свежее имя среди бесконечных сиквелов-приквелов, футуристичный Париж, оригинальная концепция с самобытной стилистикой. Наконец, главный персонаж — красивая девушка с непростой судьбой. Последнее можно считать частичной гарантией положительного восприятия; если вам, конечно, нравятся Beyond Good & Evil или, например, Heavenly Sword.
При этом надо понимать, что Remember Me — первый проект DONTNOD Entertainment, и редкие студии сразу начинают с блестящего дебюта. Увы, этот случай не стал исключением из общего правила — отличные идеи портит даже не неуклюжесть исполнения, а какая-то неуместная академичность разработчиков. Странная тяга к излишней выверенности и неестественной аккуратности.
Нилин просыпается в странном месте, похожем на фабрику по переработке людей. Героиня ничего толком не помнит, но, по совету голоса, представившегося именем Эдж, сбегает окольными путями в город. Впрочем, в Париже образца 2084 года тоже не слишком безопасно — вокруг живут неприятные свихнувшиеся мутанты, жертвы корпорации MEMORIZE. Последняя внедрила в массы технологию Sensen, позволяющую редактировать, удалять и создавать воспоминания — отличная возможность по собственному (разумеется, и не только) усмотрению менять вместе с прошлым свою личность.
Конечно, в руках компании-монополиста подобное централизованное предоставление услуг — вещь довольно опасная. Организация «эррористов» (слова terror и error) ведёт борьбу с MEMORIZE; как быстро выясняется, Нилин — тоже важная участница повстанческого движения. Девушке предстоит длинное путешествие с благородной целью сделать мир лучше — для этого, само собой, нужно свалить с ног корпоративного колосса.
Несмотря на убедительный антураж и отличный базис для сильной антиутопической истории, сюжету в Remember Me отводится довольно незначительное место. Повествование следует какими-то параллельными путями с самим игровым процессом, практически с ним не пересекаясь, а периодические видеоролики не несут особой смысловой нагрузки. Более того, кроме Нилин, здесь нет персонажей: важные шишки из MEMORIZE появляются буквально в нескольких сценах (хотя роль этих героев в истории, по сути, куда более значительная), дружественные «эррористы» заглядывают к нам только в первой трети игры, а с главным злодеем вообще получилась какая-то ерунда, — уж настолько всё предсказуемо и клишировано.
Зато куда увлекательнее наблюдать за самой Нилин — как к девушке с обаятельным акцентом постепенно возвращается память, как она терзается мучениями из-за семейных отношений и упрямо следует к своей странной цели. Это всё-таки не совсем стандартный женский персонаж — в Remember Me нет ни намёка на пошлый сексизм или грубоватые попытки показать слабые стороны представительницы прекрасного пола (как в последней Tomb Raider). Страдающая амнезией мулатка — выдающийся протагонист, заслуживающий более сильной истории.
С Парижем и общим киберпанк-антуражем у DONTNOD тоже получилось очень здорово. Стилистика чем-то напоминает прошлогодний фильм «Вспомнить всё», но благодаря французскому колориту всё это выглядит даже более утончённо — архитектура, узкие улочки, светящиеся небоскрёбы на горизонте и оригинальные интерьеры помещений. Жаль, что Remember Me — игра сугубо коридорного типа: путешествовать приходится сквозь тесные локации, в то время как основная красота находится преимущественно где-то на уровне фона.
Серьёзная проблема — с самими уровнями. У разработчиков какая-то неадекватная тяга к канализациям, разрушенным подземкам, стерильным тюрьмам и невзрачным лабораториям. Обычно подобные неказистые локации подаются в умеренных дозах, чтобы подчеркнуть красоту основных достопримечательностей (такое любят практиковать, например, авторы Uncharted или BioShock). У DONTNOD есть прекрасно стилизованное открытое пространство Парижа будущего, но больше половины действия Remember Me происходит среди однообразных закрытых пространств.
Особенно критичной становится ситуация ближе к концу — последние три часа Нилин почти не вылезает из одинаковых помещений MEMORIZE. Вдобавок там ещё жутко сбивается темп повествования — средняя продолжительность сражений увеличивается раза в два; кроме того, приходится тратить время на скучное исследование пространства для решения примитивных головоломок.
Неоднозначна и боевая система Remember Me. Вообще, задумка крутая — игрок самостоятельно составляет цепочки комбо-связок. Каждому из «звеньев» можно назначить специальную функцию: восстановление здоровья, особой силы или, скажем, мощный добивающий удар. Правда, кнопок для атаки всего две, поэтому как таковых комбинаций очень немного; ничего не мешает прицепить все полезные возможности к примитивной последовательности X,X,X (раскладка геймпада для Xbox 360) — в таком случае Нилин успеет и подлечиться, и подкопить ресурсов для спецприёмов. Ну а в мегакомбо Y,Y,Y,X,X,X,Y,Y помещаются практически все бонусы — такая связка становится просто убийственной и даже несколько читерской. И надо ли говорить, что для людей, которые хоть однажды играли в слэшеры, выполнить что-то подобное даже десять раз подряд — раз плюнуть?
Также героиня в процессе учится спецатакам: невидимости, временной ярости с нокаутирующими ударами, умению «перезагружать» врагов и так далее. Всё это применяется строго в определённых моментах. Например, Нилин оказывается в комнате с полудюжиной обычных и двумя «прозрачными» соперниками. Нужно в течение нескольких минут методично драться с первыми, накапливая шкалу для выполнения «перезагрузки», — тогда вторые на короткий промежуток окажутся уязвимыми. Времени на полную нейтрализацию всех в любом случае не хватит, поэтому процесс нужно повторять снова и снова. И да — это очень надоедает.
Ближе к финалу таких ситуаций становится всё больше: одни неприятели поддаются лишь атакам в невидимом режиме, других надо расстреливать из местного подобия ружья, третьих опять же подвергать «перезагрузке». И почти всегда приходится копить ресурсы для спецприёмов во время избиения обычных солдат или мутантов. Враги отличаются ещё и каким-то удивительно крепким здоровьем; в результате многие битвы затягиваются на долгие и однообразные минуты.
Нет, это нисколько не сложно — Нилин великолепно реагирует на команды, а система уклонений в стиле Batman: Arkham Asylum позволяет ловко уходить от атак. Более того, все сражения смотрятся крайне эффектно — грация и ловкость девушки определённо заслуживают своего экранного времени. Но как же всё-таки занудно из раза в раз проводить две-три комбинации в похожих друг на друга ситуациях. Геймплей очень быстро становится сугубо механическим процессом; кажется, можно написать специальную программу, которая смогла бы эффективно и точно завершать каждую битву — настолько очевидна незамысловатая тактика.
Да, ещё здесь есть мини-игры со взломом и редактированием воспоминаний. Мы влезаем в голову важных с сюжетной точки зрения лиц и на ходу перекраиваем их память. К сожалению, таких эпизодов в игре — ровно четыре, а последние два не слишком отличаются друг от друга. Ну и удовольствие от таких забав — дело сомнительное; игрок просто перематывает назад-вперёд сценку и перебирает интерактивные предметы, пытаясь подстроить несчастные случаи в стиле «Пункта назначения».
Впечатление плавно портится по ходу прохождения. В первые часы, когда всё только начинается, кажется, что игра заслуживает честной «девятки». Чуть позже, когда всё постепенно замедляется и тонет в монотонном процессе, лестные эпитеты посещают голову заметно реже. Ну а после отвратительных последних глав хочется уже влепить «шесть», забыв о первых приятных эмоциях.
Но не будем столь импульсивными. Видимо, DONTNOD просто не хватило опыта. Сократить бы здесь заключительную треть да доработать оригинальную боевую систему — и Remember Me преобразилась бы. Но за неплохое, в общем, знакомство с новым миром — в любом случае спасибо.
Достоинства:
шикарная стилистика;
отличный главный персонаж;
заслуживающая внимания антиутопическая постановка;
красивый и уместный саундтрек;
общая задумка по части сражений.
Недостатки:
половина игры состоит из совсем безликих уровней;
рутинные драки;
сюжет не слишком мотивирует к прохождению.