Бесконечный сериал Tomb Raider стартовал, как клон «Романа с камнем» (сравнения с Индианой Джонсом не совсем уместны, поскольку Джонс крепко-накрепко привязан к событиям середины 20-го века). После первой игры сериала в голове оставались парные пистолеты, бесконечные прыжки на грани игровых возможностей и передвижение по уровню огромных каменных глыб. Впрочем, в те далекие времена культа Uncharted не существовало, и проект Core Design воспринимался с большим интересом (особенно на фоне Джонсовских игрищ от LucasArts). К сожалению, авторы быстро исчерпали имеющийся креатив и уже в третьей части эпопеи ударились в тотальное самокопирование. Цикл продержался 6 серий и окончательно скис, споткнувшись о рубленную топором Angel of Darkness.

Возрождением Лары занялась американская фирма Crystal Dynamics, получившая известность, как создатель Pandemonium и оригинального Soulreaver. Трилогия Legend, Anniversary и Underworld, вытянула графику серии на современный уровень, геймплей также изменился в лучшую сторону. К сожалению, успех второй трилогии был ограничен невероятным прорывом Uncharted. Цикл Naughty Dog наглядно показал пользователям всего мира, что приключенческая игра может быть столь же интересной, как и кино. Более того, Uncharted воплотил в себе все лучшее, что было придумано в области фильмов и виртуальных развлечений. Соревноваться с эксклюзивом SONY, Crystal Dynamics конечно же не смогла. Ларочка в чистую проиграла Натану Дрейку, и руководство EIDOS решило перезапустить серию.

Второй по счету рестарт добрался до наших компьютеров в марте 2013 года. По совету Пушистика мы решили взглянуть на него подробнее.

Новый Tomb Raider и старый Tomb Raider – совершенно разные игры. Объединяет их лишь присутствие в «кадре» Лары Крофт. По всем остальным параметрам римейк тотально отличатся от классических предшественников. Во-первых, Лара Крофт вступает в игру не полноценным ученым, а всего лишь ассистентом доктора археологии (на полставки). Во-вторых, увлекательно путешествие Лариски заканчивается морской катастрофой. Ученые оказываются на мрачной скале, над которой сгустились облака тропического шторма. Хуже того, остров оказался заселен свирепыми хищниками, в джунглях рыщут бандиты, вооруженные огнестрельным оружием и культисты, приносящие в жертву неудачливых туристов. Выжить в подобных условиях проблематично. Ситуация осложняется тем, что экспедицию возглавляет бестолковый доктор-идеалист, а большая часть мужчин оказывается уничтожена в первые часы высадки. В таких нелегких условия Лариса вынуждено берется за оружие. Сначала в ручонки Крофт попадает самодельный лук, а уже через несколько часов настоящий (хоть и старенький) автоматический пистолет.



Тут-то бандитам и наступает крышка (волчкам, впрочем, тоже). Лариса не только быстро бегает, но и автоматически прячется за препятствиями. Крофт знает, что такое headshot и понимает толк в фокусировке. Наконец, оружие дамочки прокачивается за специальные шестеренки, раскиданные по всему уровню (знай, ищи полезные ящики). Уже в середине игры у Лариски появляется шотган, после чего игра начинает мигрировать в сторону Call of Duty. Бандиты помирают пачками, тогда как Рэмбо-Крофт, носится по уровню, сворачивая негодяем головы и колошматя их из бесшумного лука. Тем удивительнее, что Лара постоянно жалуется на жизнь и уверяет игрока, что «все накрылось медным тазом, меня сейчас убьют».

Сюжет Tomb Raider умело поддерживает в игроках панические настроения. Дело в том, что эпические приключения Ларисы сводятся не столько к поиску сокровищ, сколько к выполнению разнообразных спасательных заданий. То товарища приходится из беды выручать, то из волчьих зубов рацию спасать, то ради общей пользы приходится ползти на гору к навигационной вышке.

Проблема в том, что поиски и перестрелки не собираются в единое целое. Там где Uncharted демонстрировал безупречную логику и чувство меры, Tomb Raider срывается в откровенный штопор. Психология героини, отлично работающая в роликах, входит в противоречие с агрессивным игровым процессом. Лариска слишком быстро учится и слишком быстро привыкает к уничтожению врагов (хотя еще недавно с плачем застрелила оленя). Стелс, имеющийся в Tomb Raider, авторами толком не используется. Хотя именно скрытные миссии могли бы поднять сюжет игры на новую высоту. К сожалению, чего нет, того нет! Волею дизайнеров последние эпизоды программы превращаются в полнейший Far Cry, наполненный взрывами, дестроем и тотальными разрушениями окружающего пространства.

Вокруг, ясно понятно, раскинулась красотища – горы и джунгли, наполненные опасностями и сокровищами. Некоторые редкости валяются под ногами исследовательницы, протяни руку и достанешь. За другими придется изрядно поползать и побегать. Отдельные айтемы и вовсе недоступны без соответствующего оборудования. Разработчики активно подталкивают игрока к исследованиям, суля за поиск дополнительные детали для апгрейда, а также дневники, описывающие сложившуюся на острове ситуацию.



Как вы уже догадались, прямое сравнение с конкурентом Лара проигрывает. Причем по всем параметрам, начиная с сюжета и кончая графикой. С другой стороны, для игроков Uncharted не видевших, Tomb Raider предлагает поистине уникальный опыт кинематографического приключения. Все составляющие жанра на лицо – опасная природа, разбитые самолеты времен WW2, жестокие культисты и коварный руководитель экспедиции, который ставит палки в колеса. Горы и океан опять же. И в этот раз, без опостылевших бородатых мужиков, бравирующих на первом плане!

Графический движок игры – тот самый Crystal Engine, использованный Eidos в Deus Ex 3. Движок мультиплатформенный, поддерживает DX11 и DX9, а значит, отлично запускается на 8-ке и на Windows XP. Графическая система Tomb Raider работает с несколькими источниками света, знает о динамических тенях, вследствие чего формируемоей ей изображение выглядит весьма эффектно. Отметим, что Tomb Raider стала первой в мире игрой использующей технологию TressFX, которая улучшает отображение волос, посредством просчета всех элементов прически.

Стоит отметить, что компьютерная версия игры выглядит на голову лучше консольной, за счет текстур высокого разрешения. Обладая большим количеством настроек, программа отлично работает даже на средних компьютерах. Другой вопрос, что на подобных системах Engine выглядит посредственно. Для сколько-нибудь толковой игры геймеру понадобиться 4 –х ядерный процессор, 2Gb оперативной памяти и видеокарта уровня GTX480 c 1,5Gb VRAM на борту (для high detail нужно не менее 2Gb VRAM, а лучше – больше).

ЗА: Отличное приключение. Лара стала серьезной. Многочисленные секреты и испытания не оставят игроков равнодушными. Большой бесшовный мир. Замечательная графика.

ПРОТИВ: Сюжетный дисбаланс. Чрезмерное количество боевого экшена. Высокие системные требования. Длинные и неприятный QTE (их много)!

ИТОГО: До Uncharted Лариска не дотянула. Пока, не дотянула! Сиквел Tomb Raider имеет все шансы стать мощнейшим приключенческим боевиком, если авторы найдут верный баланс между исследованиями и стрельбой.

14.03.12
(с) Mr.Garret