Square Enix — весьма интересный для нашего времени издатель, который не боится взять под крыло многообещающий проект малоизвестной студии. Например, Quantum Conundrum стал одним из самых удачных представителей жанра головоломок от первого лица, которые после Portal стали появляться одна за другой. Sleeping Dogs оказался нишевым, но очень интересным конкурентом GTA, собрав достаточно фанатов, положительной прессы и выручки, чтобы стать целой франшизой (вторая часть находится в разработке). Murdered: Soul Suspect, над которой работали авторы Quantum Conundrum, обещала быть своеобразной смесью из L.A. Noire и Silent Hill. Отчасти к ней действительно применимо такое описание. Но, к сожалению, по качеству исполнения мистический триллер Airtight Games не может поспорить ни с первой, ни со второй.
Жизнь после смерти
Soul Suspect начинается с ролика, показанного ещё во время анонса проекта: детектива Ронана О’Коннора, нашего протеже, выкидывает из окна загадочный убийца в маске. Пролетев четыре этажа и совершив не самую приятную посадку на проезжую часть, герой каким-то чудом выживает и уже намеревается вернуться обратно, чтобы надавать обидчику по… стоп, подождите. Не выживает. Обернувшись, Ронан обнаруживает собственное тело, истекающее кровью на дороге. Инстинктивно он пытается «запрыгнуть» обратно, и у него даже почти получается вернуться в мир живых. Но у маньяка другие планы, подкрепленные семью аргументами 45 калибра, которые оставляют не только дырки в остывающем трупе, но и светящиеся оранжевые отверстия в бесплотном духе О’Коннора.
Разумеется, детектив не хочет просто так отправиться в лучший мир и присоединиться к почившей несколько лет назад возлюбленной. Сперва нужно разобраться с этим делом и выяснить, кто посмел пристрелить его из его же собственного оружия.
История — именно тот элемент, который не позволит забросить Murdered: Souls Suspect на середине пути. Нельзя сказать, что сценарий в чём-то уникальный или выдающийся. Он не пытается углубиться в философские вопросы бытия или выжать слезу драматическими событиями. Перед нами — захватывающий детектив, которому удаётся выдержать интригу практически до самого финала. Мистический антураж придаёт почти классическому противостоянию полицейского и маньяка уникальный оттенок. С выбором места действия разработчики попали в десятку: прибрежный городок Салем хранит немало страшных тайн, которые внимательный игрок сможет узнать. К сожалению, для этого придется ещё и много читать, ведь каждая крупица истории поселения открывается лишь за сбор «коллекционных» вещей. Не сказать чтобы это было плохо само по себе, просто бесконечное чтение здорово сбивает темп происходящего.
Неподдельный интерес вызывает и личность главного героя. Изначально мы ничего не знаем об О’Конноре. Но его история раскрывается постепенно: его ошибки, боль, потери. В городе наберётся с десяток мест, которые проливают свет на различные этапы жизни Ронана. А деталей и штрихов добавляют записи погибшей супруги.
С трибуны наблюдающих
По Салему мы вольны перемещаться практически свободно. Есть центральный район, который всегда в нашем распоряжении, а также несколько локаций-ответвлений, куда пускают строго по сюжету. Проблема в том, что, кроме продвижения по сюжету, в Murdered нечем заняться. Весь игровой процесс сводится к упрощенному механизму L.A. Noire. На протяжении игры нам предстоит изучать места происшествий, искать улики и пытаться строить логические умозаключения. Над небольшим участком на уровне в воздухе обычно плавает надпись «Выясните…» — это значит, что в радиусе пары десятков метров разбросано несколько важных предметов, а персонажи могут поделиться ценной информацией. Некоторые вещи достаточно просто окинуть взором, чтобы они автоматически попали в раздел улик. Но чаще придётся пускать в ход свои новообретённые способности.
Первый встреченный призрак объясняет это так: то, что человек хорошо умел делать при жизни, становится его «даром» после смерти. Поэтому бесплотный детектив превращается в мастера дедукции и ощущает, что действительно имеет отношение к расследованию, а что можно отбросить. Кроме того, он видит «ментальный след» событий, случившихся некоторое время назад. Также Ронан способен вселяться в окружающих людей, чтобы взглянуть на вещи чужими глазами. Правда, логический смысл этой возможности остался непонятен, ведь герой — призрак и, по идее, должен бы иметь возможность смотреть как угодно и откуда угодно без всяких помех со стороны живых. Но разработчики почему-то запрещают нам заглянуть в блокнот полицейского через его плечо, таким «хитрым» образом навязывая вселение. Впрочем, есть и куда более полезное и осмысленное умение, позволяющее направлять ход мыслей требуемых персонажей в нужное русло, — это помогает «извлекать» из их умов важные зацепки.
В тот момент, когда собрано достаточно улик, Murdered предлагает игроку сделать выводы о том, что же всё-таки произошло. Из всех найденных улик надо выбрать лишь несколько штук. К сожалению, всё расследование заранее срежиссировано. Нельзя прийти к одному результату разными путями, а промахи всего лишь означают понижение рейтинга пройденной миссии. Последнее, если думать логично, а не перебирать варианты, случается крайне редко. Здесь нельзя, как в L.A. Noire, сделать ошибочное суждение и что-то серьёзно запороть. В этом главная проблема игры Airtight Games — она сделана по лекалам квестов девяностых годов, в которых степень интерактивности стремилась к нулю. Можно выключить телевизор, включить факс, сломать кофейный автомат — но это ни к чему не приведет (за исключением мест, предусмотренных сценаристами). Апофеозом этого подхода становится эпизод, в котором мы помогаем девочке сбежать из полиции. Вот он — идеальный случай для того, чтобы устроить небольшую «песочницу», дать игроку поэкспериментировать. Но нет, вам лишь нужно активировать нужный бытовой прибор — и представление продолжится. Мы всегда остаёмся наблюдателями. Пока следишь за центральной сюжетной линией, интерес не пропадает, но стоит остановиться и оглядеться, как в глаза бросается искусственность декораций.
Редкий призрак на вашем пути попросит разобраться с оставшейся на той стороне жизни проблемой. Зачастую эти мини-истории занимательны, но этого мало. Задерживаться на одном месте не рекомендуем, иначе сразу увидите статистов, прибитых к месту и упорно повторяющих одно и то же действие, сколько бы вы за ними ни следили. Дабы как-то разнообразить происходящее, иногда нас сталкивают лицом к лицу с враждебными демонами. Soul Suspect превращается в незамысловатый стелс, где требуется подкрасться к противнику сзади и исполнить простенькую QTE-последовательность. Интересно, что в ранних показах герой «вселялся» в злого духа, буквально взрывал его изнутри и затем отряхивался от пепла — сейчас же он скучно вытягивает из недруга душу. Выглядит это куда менее эффектно.
Murdered: Soul Suspect оказалась отличным детективом, который в рамках сюжета успешно обыгрывает мистическую тематику. История не даст вам выключить игру до самых финальных титров, как бы ни наскучил геймплей. Но кричащая искусственность и статичность портит всё впечатление. Такой вот парадокс: «мертвый» Салем выглядит гораздо живее, простите за тавтологию, живого Салема.
Достоинства:
захватывающий детективный сюжет с налётом мистики;
главный герой и история Салема отлично прописаны;
множество мини-историй, открывающихся по мере собирания «коллекционных» предметов;
увлекательные поначалу расследования…
Недостатки:
…которые со временем превращаются в рутину;
однообразный игровой процесс;
вы ни на что не сможете повлиять;
абсолютно «мёртвый» мир живых.