Facebook кипит от возмущения. Известный литературный критик и популярный блогер Анна Наринская, чей сын Григорий Чернозатонский прославился уже не меньше, чем Дениска из легендарных рассказов Виктора Драгунского, выложила свой пост: «Если уж я о Гришке, то вот. Приходит он и зачитывает из своего учебника по обществоведению (для 8-го класса, авторы A.Ф. Никитин, Т.И. Никитина, изд. «Дрофа»):

«Представьте себе человека, с раннего детства страдающего серьезным психическим заболеванием. Он не способен к учению, труду, созданию семьи, ко всему тому, что образует духовный мир личности. Говоря иначе, он не является личностью».

Я чего-то не понимаю, или это форменное безобразие?»

Народ с редким единодушием решил: форменное безобразие, потому что за этим открываются такие темные бездны сознания тех, кто учит наших детей, что становится страшно. И не только за их нравственное здоровье, но и за будущее нашего общест

Анатолий НАЙМАН, дед Григория Чернозатонского, на вопрос «Новой», не страшно ли учить внука по таким учебникам, ответил:

— Тошновато. Но не безнадежно. Лауреат формулирует, жена подправляет, издательство тиражирует, министерство рекомендует, учительница, не глядя, задает на дом. И все это расшибается о 14-летнего Гришу. Он выпучивает глаза. Он этого не принимает. Это несъедобно. Он интуитивно знает, что у жизни все на учете. Каждый на счету. О лауреатах, издателях, министрах речь не идет, это массовка. Если кто вывезет, то внуки.

Cправка

Лауреат — Никитин Анатолий Федорович (умер в 2006 г.), кандидат педагогических наук, ведущий специалист по общество­знанию, правоведению и граждановедению, лауреат премии Президента Российской Федерации в области образования за 2003 год, автор более 50 учебников, учебных, справочных и методических пособий.

Жена Лауреата — Никитина Татьяна Исааковна, заведующая редакцией истории и обществознания издательства «Дрофа», автор УМК по обществознанию для 5–9-х классов.

Если кто не обратил внимания, то обратите: заведующая редакцией издает в своей редакции учебники, написанные ею и ее мужем.

Тамара ЭЙДЕЛЬМАН: «На Facebook уже пишут: это фашисты!»

— Это, конечно, не фашисты. Это просто люди, которые плохо умеют выражать свои мысли. И совершенно не думают о реакции читателей на их текст.

Раздел учебника «Обществоведение», посвященный личности, начинается с попыток развести понятия «биологический индивид» и «личность». Но делается это крайне топорно. Что за странное определение: «не способен создать семью и реализовать свои гражданские права»? А монах-отшельник, например? Тоже подходит под эту формулу?

Определение личности — предмет сложнейшей философской дискуссии. Если учитель чувствует себя в силах, если он сумел выделить на это время на уроках, он может вынести тему на обсуждение класса. Мнения наверняка разойдутся.

Но фрагмент, который сегодня стал столь знаменит, — просто типичный не очень компетентный текст в школьном учебнике. О его возможных мировоззренческих последствиях никто не думал. Ляпнули — и пошли дальше.

Анна НАРИНСКАЯ: «Такие учебники — знак состояния образования»

— Здесь же более всего поражает не полный непрофессионализм и этическая глухота авторов этих учебников, а полное отсутствие контроля за ними в Министерстве образования и в издательствах, которые их печатают. Кроме того что там содержатся почти фашистские соображения о том, что психически больной человек не личность, и кокетливо-сексистские пассажи о том, какими должны быть мужчины и женщины, это еще и написано безобразным языком, в кондовой какой-то стилистике. Я даже не знаю, что меня больше возмущает — идеологическое содержание этого учебника или его невероятная халтурность.

Идеологический и просветительский амок, в который погружается страна, — он зиждется не только на продуманных античеловеческих лозунгах, но и на возможности вот такой халтуры, на всеобщем наплевательстве, на том, что такая важная территория, как образование наших детей, становится просто местом зарабатывания денег. И вот именно с этой халтурой, я считаю, можно бороться. Глядя на то, что происходит с образованием, я боюсь, что ждать радикальных побед общественности не стоит, но на каких-то отдельных участ­ках действительно можно работать и добиваться лучшего, пока еще не наступило время единых учебников по гуманитарным предметам. Когда оно наступит, если вот именно такой, к примеру, учебник будет единственным, это станет куда большей трагедией.

Ирина ХАКАМАДА: «У каждого должен быть шанс на счастье»

— Во-первых, психологи утверждают, что все талантливые творческие люди чуть-чуть сумасшедшие. Во-вторых, что такое личность? Личность — это человек, который может быть счастливым. Таких людей огромное количество, в том числе среди аутистов, людей с синдромом Дауна, дислектиков, потом вырастающих в гениев. И для того чтобы развить в них личность, нужно прилагать специальные усилия. Если их не прилагать, то эти люди, оставаясь личностями, не входят в коллективное «я», поэтому им трудно образовывать семьи, общаться с обыкновенными людьми и так далее. Но смысл развитого общества как раз в том, чтобы каждому дать шанс на счастье. Поэтому на Западе, если ребенку ставят диагноз «аутизм» или «дислексия», то первое, что говорят врачи: эти дети могут быть счастливыми, нужно просто приложить усилия. Я человек верующий, поэтому считаю, что в каждом заложена личность, просто нужно к одним применить больше усилий и индивидуального подхода. И какое авторы имеют отношение к постановке диагноза — кто личность, а кто нет? Слава богу, наши дети плюют на все учебники, но если один начнет это реализовывать в жизни, то он, увидев ребенка с другим поведением — например, закрытого интроверта, — сразу решит, что это урод, которого надо обходить стороной.

К сведению

В «Новой газете» №129 от 18 ноября 2013 года в статье «Это просто дети» Зоя Ерошок рассказала об успешном опыте работы и социализации людей с синдромом Дауна. Благотворительный фонд Ксении Алферовой и Егора Бероева «Я есть» помог 23-летнему Никите Паничеву с синдромом Дауна устроиться на работу в «Кофеманию», причем после успешного опыта с Никитой «Кофемания» взяла на работу еще несколько ребят с таким же диагнозом. Шеф-повар Антон ВАХРУШЕВ, начальник и наставник Никиты Паничева, рассказал, что хоть Никита никогда не учился на повара, он оказался очень способным, быстро освоил необходимые навыки и начал работать в полную смену.

Екатерина АРХИПОВА, директор по коммуникациям сети ресторанов «Кофемания»:

— Семья Никиты Па­ни­чева отдала много сил его развитию и становлению. Он прошел у нас обучение, успешно работает и находит общий язык с коллективом. Работает Никита в «Кофемании» уже более полутора лет — это показатель того, что все идет хорошо.

Александр АСМОЛОВ, академик РАО: «Любой человек — личность»

— И он становится личностью тогда, когда к нему как к личности относятся другие люди. Установка на человека как на личность — это ключевая вещь, помогающая ему развиваться и сохранять свое достоинство.

Любые учебники, какое бы издательство их ни издавало, должны проходить гуманитарную и психолого-педагогическую экспертизу. Ключевой вопрос: рождает ли текст учебника у ребенка гуманистические установки на уважение ценности личности любого человека? Любого, может быть, не похожего на него по цвету кожи ли, глаз, по росту, этническим характеристикам. Среди этих различий одно из важных для нашего общества — дети с отклонениями в развитии. Не случайно я никогда не говорю: дефективные дети. Вместо этого говорю: дети с особыми нуждами, дети с особыми потребностями, а лучше всего английский термин, с гениальной точностью демонстрирующий человеческую и, естественно, педагогическую этику: дети со способностями, развитыми по-иному. Блестящий термин, который не оставляет основ для стигматизации в обществе. Любая стигматизация, превращение кого-либо в касту неприкасаемых, опасна для общества, поскольку нарушает его гуманистический потенциал. Это ключевой принцип педагогики достоинства.

…А учебник, о котором идет речь, должен быть в экстренном порядке задержан и не должен распространяться в российские школы.