Одной из мотивировок решения Совета Федерации о вводе российских войск на территорию автономной республики Крым стала защита живущих в Украине наших соотечественников. Стоит признать, что эта цель не является чем-либо из ряда вон выходящим, более того, зачастую она входит в число важнейших приоритетов многих развитых государств.
В частности, Израиль в течение всей истории своего существования реализовывал комплекс мер, направленных на защиту проживающих в различных концах света евреев от дискриминации по этническому признаку. Другим примером является созданная после Второй мировой войны Федеративная республика Германия, ставшая прибежищем для миллионов немцев, во второй половине 1940-х бежавших из целого ряда стран Центральной и Восточной Европы.
По причине того, что после распада Советского Союза за пределами РСФСР осталось около 25 млн русских, посткоммунистическая Россия должна была выработать стратегию, направленную на их защиту от притеснений и помощь в сохранении этнической и культурной идентичности.
Однако российским элитам этого сделать не удалось, и тому есть масса подтверждений. В частности, тесному сотрудничеству Кремля с лидерами государств Средней Азии нисколько не препятствовал факт последовательного выдавливания русских из всех пяти стран этого региона.
Согласно данным официальной статистики, в 1990-е годы численность русских, проживающих в Казахстане, Киргизии, Узбекистане, Туркмении и Таджикистане, сократилась почти на 4 млн человек. Ни один из российских президентов во взаимодействии с руководством Азербайджана никогда не ставил вопрос о том, почему в течение первых пяти лет после обретения независимости страну вынуждены были покинуть около 200 тыс. русских.
На протяжении двух постсоветских десятилетий Кремль уделял внимание лишь странам Балтии, которые отказались признавать гражданами русских, отправлявшихся туда в бытность СССР на работу в различных секторах экономики.
Что характерно, внимание России было направлено не на содействие проживающим в Эстонии и Латвии русским в возвращении на историческую Родину, а на поиск инструментов давления на элиты этих государств, редко когда оказывавшихся эффективными. Ровно то же самое относится и к Украине, где достаточно остро стоит языковой вопрос.
В силу того, что в 1920-е годы к Украинской ССР были прирезаны находившиеся в составе РСФСР Одесская и Донецко-Криворожская республики и уезды Курской и Воронежской губерний, а в 1950-е — Крым, для значительной части населения современной Украины русский язык является родным.
Чтобы оценить масштаб языкового раскола страны, достаточно взглянуть на карту, отображающую выбор языка персональной страницы украинскими пользователями социальной сети «ВКонтакте».
Так что требования федерализации Украины и признания русского языка в качестве второго государственного совершенно обоснованны. Однако достижение этой цели станет возможным лишь в том случае, если на украинском политическом Олимпе будут представлены сильные политики, отстаивающие права русскоязычных граждан и при этом сама страна будет чувствовать твердые гарантии невмешательства во внутренние дела со стороны России.
Здесь можно вспомнить пример Индии, на первых порах после обретения независимости отказавшейся от использования английского языка, но спустя несколько лет сделавшей его вторым государственным. Для получившей суверенитет колонии это оказалось возможным лишь в ситуации полной неприкосновенности со стороны ее бывшей метрополии.
Кремль же в течение последних десяти лет постоянно шантажировал украинские элиты с помощью мер грубого давления, таких как «газовые войны», например, и всячески пытался установить в Киеве лояльный себе режим. При этом авторитарный клан Виктора Януковича, на которого и делала ставку официальная Москва, препятствовал росту интересных для электората юго-восточной Украины политиков.
Как результат победа революционного Майдана обернулась отменой даже того неэффективного закона о региональных языках, который действовал ранее, а также тотальной деморализацией Партии регионов, оказавшейся не у дел при формировании нового Кабинета правительства. Финальным аккордом провала стратегии Кремля по отношению к своему ближайшему соседу стал ввод войск, который сделает защиту русских и русскоязычных на Украине еще более сложной, поскольку теперь на любых внешнеполитических шагах российских властей будет лежать отпечаток агрессии.
Ликвидировать этот осадок не удастся еще в течение длительного времени, ведь те представители украинской элиты, которые всегда были критически настроены к идее сближения с Россией, получили в руки мощный козырь в поддержку собственной правоты.
Изменить эту ситуацию может лишь полный отказ от попыток включить Украину в создаваемые Москвой интеграционные объединения, а также глубокая внутренняя модернизация России, которая бы открыла перед страной перспективу вхождения в сообщество развитых рыночных демократий. Только в этом случае Россия сможет стать привлекательным для республик бывшего СССР партнером, с авторитарной же и непредсказуемой страной стремиться сотрудничать никто и никогда всерьез не будет.
Без существенных внутри- и внешнеполитических изменений Россия и дальше будет оставаться источником для обогащения лояльных Кремлю элит и удобным объектом для циничной эксплуатации чувств со стороны националистически настроенной элиты бывших братских республик.
КИРИЛЛ РОДИОНОВ
- Главная
- →
- Выпуски
- →
- Экономика и финансы
- →
- Общество
- →
- Какой должна быть защита россиян в Украине?
Общество
Группы по теме:
Популярные группы
- Рукоделие
- Мир искусства, творчества и красоты
- Учимся работать в компьютерных программах
- Учимся дома делать все сами
- Методы привлечения денег и удачи и реализации желаний
- Здоровье без врачей и лекарств
- 1000 идей со всего мира
- Полезные сервисы и программы для начинающих пользователей
- Хобби
- Подарки, сувениры, антиквариат