Между Россией и миром медленно, но неуклонно выстраивается мощная информационная стена

Президент Ассоциации кабельного телевидения России (АКТ) Юрий Припачкин предложил отключить телеканал «Дождь» от кабельного вещания. Формальным поводом для его предложения послужил опрос, проведенный «Дождем» в программе «Дилетант» от 26 января 2014 года: «Нужно ли было сдать Ленинград, чтобы сберечь сотни тысяч жизней?»

Неудачный и действительно некорректный вопрос дал старт целой публичной кампании шельмования, вроде тех, которые сопровождали сталинские чистки или маоистскую «культурную революцию». Известный борец с педофилами депутат Яровая заявила, что это — «преступление по реабилитации нацизма», специалист по духовным скрепам министр Мединский отметил, что «это не люди», а издатель высокоморального новостного портала lifenews.ru г-н Габрелянов написал в «Твиттере», что «Дождь» перебирает «своими грязными лапами историю Великой победы Великого Народа». (Реакция г-на Габрелянова тут особенно показательна. Если медиамагнат участвует в травле независимых медиа, то, видимо, стоит предполагать, что его собственные медиа к таковым не относятся.)

Опрос тут, разумеется, ни при чем. Очередная волна неприятностей «Дождя», скорее всего, началась с двухмесячной давности публикации Алексея Навального: «От дачного кооператива «Озеро» к дачному кооперативу «Сосны».

Это — о стоящих рядком роскошных дачах-дворцах Володина, Неверова, Руденского, Ашлапова и Приходько. Глава администрации президента и главный идеолог Кремля Вячеслав Володин, как говорят, был предельно недоволен. Публикация была, разумеется, не «Дождя», а Навального — но с Навального что возьмешь?

Отключение от кабельных сетей — это, грубо говоря, финансовая смерть канала. Кабельное телевидение теоретически доставляет «Дождь» в 17 миллионов домохозяйств, и хотя это и не эфирное вещание, все равно это рекламные деньги. Учитывая, что телевизионная реклама приносит «Дождю» до сих пор ровно на порядок больше денег, чем реклама в интернете, нет кабеля — нет и рекламы.

Решение, предложенное г-ном Припачкиным, весьма элегантное. Не надо никакой прокуратуры, Следственного комитета, уголовных дел, которые можно потом оспорить в Страсбурге, и проч. Захотели частные операторы кабельных сетей из патриотических соображений и под давлением возмущенной общественности в лице Яровой, Мединского, Габрелянова и других вычеркнуть «Дождь» из своего пакета — и вычеркнули. Вы, конечно, можете спросить: а как же все частные операторы разорвут частные коммерческие контракты?

Но дело в том, что хотя компании, распространяющие сигнал по кабельным сетям, являются частными формально — их владельцы легко контролируются государством. АКАДО, например, принадлежит Виктору Вексельбергу, Билайн — Михаилу Фридману, и недавняя попытка действительно независимого оператора ЭР-телеком (торговая марка dom.ru) купить АКАДО развалилась после того, как сделка не была одобрена на самом верху.

Такое положение дел — следствие осуществляемой Кремлем стратегии ползучей монополизации всего телекоммуникационного рынка, включая собственно доставку сигнала, а не только рынка медийного.

На самом деле неприятности «Дождя» начались еще с Болотной. Тогда на канал оказывалось очень сильное давление, а параллельно поступило предложение о его покупке — от Алишера Усманова. Канал смог выстоять, потому что у Натальи Синдеевой не оказалось партнеров, на которых можно надавить.

А потом, судя по всему, тактика сменилась. Было решено: зачем покупать то, что можно финансово задавить? Как говорят, предложил новую тактику Михаил Лесин, который еще не был в этот момент назначен главой «Газпром-Медиа», но уже имел отношение к координации медиастратегии Кремля. Именно в связи с этим «Дождю» не удалось подписать контракт с «Видео Интернешнл», который тогда контролировал 70% рынка российской рекламы, а сейчас — после назначения Михаила Лесина в «Газпром-Медиа» и отлучения «Алькасара» от рекламы на НТВ — является фактическим монополистом.

Назначение Михаила Лесина главой «Газпром-Медиа», монополизация рынка рекламы, создание «России сегодня» во главе с одиозным Дмитрием Киселевым, выжимание Павла Дурова из акционеров «ВКонтакте» и вот теперь травля «Дождя» — это всё, один за другим, гигантские бетонные блоки, выстраивающиеся в огромную медийно-рекламную стену, долженствующую оградить Россию от свободного мира. Стену эту строят медленно, но неуклонно.

Юлия Латынина