Общественный транспорт продолжает играть важную роль в жизни пользователей интернета. Такой вывод следует из данных онлайн опроса, проведенного информационным каналом Subscribe.ru, в котором приняли участие более 4300 респондентов, представляющих активную (месячную) российскую интернет-аудиторию. За последний год только 3% опрошенных не пользовались общественным транспортом вообще, треть (34%) опрошенных пользовались им ежедневно, а четверть (24%) - каждый рабочий день. Другая часть опрошенных также пользуется общественным транспортом, но лишь эпизодически - примерно 5% респондентов совершали поездки в общественном транспорте только в выходные дни, 22% - несколько раз в месяц, 11% - несколько раз в год и реже.

Поскольку большинство российских интернет-пользователей проживают в крупных городах (23% опрошенных - в городах с населением более 1 млн. жителей, 24% - от 500 тыс. до 1 млн. жителей, 26% - от 100 тыс. до 500 тыс. жителей), наиболее популярными видами общественного транспорта, которыми респонденты пользовались с той или иной периодичностью в течение последнего года, были городские и пригородные автобусы (80% от числа совершавших поездки респондентов), маршрутные такси (71%). Несколько меньшая часть аудитории использовала троллейбусы (43%), метро (39%), трамваи (35%) и пригородные поезда (24%).

По признанию участников опроса, совершающих поездки в общественном транспорте, 71% среди них всегда платят по полной стоимости за весь маршрут (наиболее пунктуальны в этом отношении жители Северо-Кавказского, Южного, Уральского, Сибирского, Дальневосточного федеральных округов и населенных пунктов с числом жителей менее 100 тыс. человек); 14% платят также регулярно, но экономят за счет имеющихся льгот или/и скидок на проездной билет (такая практика наиболее распространена среди жителей Москвы, Санкт-Петербурга и населенных пунктов с числом жителей более 500 тыс. человек). К числу тех, кто ездят без билетов, можно отнести 5% обладающих правом на бесплатный проезд (включая тех, кто пользуется корпоративным транспортом) и только 8% стремящихся избежать оплаты под благовидным или иным предлогом. Среди российских пользователей интернета, совершающих поездки в общественном транспорте, около 42% убеждены, что платить за проезд необходимо во всех видах общественного транспорта, а 20% вообще отказываются по каким бы то ни было причинам оправдывать безбилетных пассажиров. Но некоторые опрошенные нами пассажиры считают, что в отдельных видах общественного транспорта можно по тем или иным причинам уклониться от оплаты.

В этом отношении самыми "зайценаселенными" оказываются пригородные поезда и электрички, а также автобусы на городских и пригородных маршрутах. Так среди российских пользователей интернета, совершающих поездки в общественном транспорте, 26% допускают безбилетный проезд в электричке, а около 30% пассажиров электричек и сами время от времени ездят без оплаты, не имея на то прав. Около 17% допускают безбилетный проезд в автобусах, а около 40% пассажиров автобусов и сами ездят без оплаты, не имея на то прав.

Тезис, что пригородные поезда и автобусы могут или/и должны быть бесплатным транспортом, поддерживается рядом аргументов. По мнению тех, кто находит оправдания безбилетному проезду, такими "смягчающими обстоятельствами" могут быть неудовлетворительное состояние транспорта и качества обслуживания пассажиров (40%), отсутствие у пассажира в момент поездки денег на покупку билета (41%), необоснованно высокая стоимость проезда (34%), нехватка времени на покупку билета (22%), дешевизна штрафа по сравнению со стоимостью билета (22%), отсутствие контроля со стороны перевозчика (16%).

В правовой и нравственной оценке безбилетного проезда мнения участников нашего опроса разделились принципиально. Кражу в магазине считают более серьезным правонарушением, чем безбилетный проезд, около 44% опрошенных. И среди них 43% безразлично относятся к безбилетникам, 25% - как минимум, с пониманием, сочувствием, а 23% с осуждением, порицанием. Однако, нет оснований утверждать, что пренебрежение платой за проезд стало социальной нормой. Напротив, около 44% опрошенных считают и то, и другое действие как минимум одинаково серьезными правонарушениями. Среди них 52% относятся к безбилетникам с осуждением, порицанием, 21% безразлично, и лишь 13% - как минимум, с пониманием, сочувствием.