В Хургаде и Шарм-эш-Шейхе снова на каждом углу звучит русский язык. Вывесок на «великом и могучем» у магазинов и так хватало, а в данный момент они повсюду. «Эй, земляк! — хватает меня за руку торговец в центре Хургады. — Ты чего в мою сувенирку на заходишь? Дикие скидки, просто халява!» Он произносит фразы на русском быстро, с еле различимым акцентом, прямо рязанский выговор. После шестилетнего перерыва сотни тысяч российских туристов вернулись на курорты Хургады и Шарм-эш-Шейха. Что именно изменилось за время их отсутствия, большие ли сложности ожидают в аэропортах и как сами египтяне относятся к возвращению русских? Разбирался обозреватель «АиФ».

Подорожавшая курица

Сразу можно сказать: подорожало всё. За прежние деньги уже ничего не найти. Нет, для нас Египет по-прежнему не ужас как дорог, но цены поднялись. Осенью (сразу, едва полетели чартеры из России) египетские гостиницы подняли тарифы на 10-15%, и точно такое же повышение ожидается летом 2022 года.

«Дело в том, что в Египте отменены государственные субсидии на кучу вещей, — сообщает менеджер отеля «Форт Арабеск» в Хургаде Набиль Кама. — Раньше государство доплачивало за электроэнергию, давало дотации на бензин, значительно дешевле стоила вода. Цены на продукты за время пандемии коронавируса повысились в 2-3 раза, за курицу-гриль в Каире просят 100 египетских фунтов (467 российских рублей, — Авт.). Гостиницы не могут работать себе в убыток, мы и так держались из последних сил».

Прогноз о том, что с массовым возвращением российских курортников за отдых в Египте станут драть дополнительные деньги, мы слышали ещё в июле. И он полностью оправдался. Гостиницы были дёшевы, пока стояли пустыми, ведь после теракта в 2015 году Египет разом лишился 4 миллионов гостей из России. Ну а с запуском чартеров из РФ стало ясно: к египтянам летят доллары.

«По-дурацки работает»

В ноябре наши люди жаловались на дикие столпотворения в аэропортах курортных зон, особенно в Шарм-эш-Шейхе: туристы рассказывали об очередях на 5-6 часов, многочисленных обысках чемоданов и безобразно организованных рейсах в Россию. На своём примере скажу, что с тех пор ситуация значительно улучшилась: я прошёл все процедуры перед вылетом за 1 час. Но следует быть настороже: по расписанию чартеров больше всего в выходные (и загруженность аэропорта существенно возрастает), а сотрудников для обслуживания пассажиров немного. Правда, сотрудники египетской полиции заверили меня: приехать в воздушную гавань за три часа до вылета вполне достаточно.

Сначала вы стоите в очереди на вход в здание аэропорта для проверки билета (документ на телефоне или в распечатке смотрит охранник), далее повторная проверка его же в зале. Досматривают (открывают и тщательно роются внутри) чемодан, который вы собираетесь сдать в багаж, записывают в тетрадь данные вашего паспорта. Несёте багаж на регистрацию, получаете посадочный талон. После паспортный контроль. Потом досматривают ручную кладь.

Всё крайне лениво и медленно: египтяне не торопятся. Есть платная услуга Fast Track («Быстрый проход») по $55 с человека, но египетские специалисты не советуют ей пользоваться. «Она по-дурацки работает, — сказал мне владелец турагентства Мохаммед Шабир. — Вас отдельно не проведут, а будут собирать группу, и её точно так же везде тормозят и досматривают. Ну и какой смысл тогда?»

«Куда вперёд лезете?»

А вот зал ожидания для рейсов в Россию из Хургады организован ужасно. Заявленный бесплатный Wi-Fi не подключается, на сотни пассажиров — лишь один кафетерий с бешеными ценами. За бутылку воды безбожно ломят 3 доллара (230 рублей), чёрствый бутерброд с безвкусной колбасой и сыром — до 10 долларов (730 рублей). Очередь огромная, и в ней вспыхивают огненные перебранки в советском стиле: «вы тут не стояли», «я ж за вами занимала», «гражданин, куда вперёд-то лезете».

Деньгам из России в Египте рады, но завести нормальные закусочные в зале вылета — нет, такими мелочами египетские власти не озаботились. А ведь люди наши ждут своих рейсов часами, поскольку чартеры постоянно задерживаются. Неужели нельзя всё обустроить комфортнее? Это минусы, теперь о плюсах. По моему личному впечатлению, отношение сотрудников гостиниц к русским стало радушнее, с персоналом капитально поработали. Прежде служащие отелей в Египте зачастую вымогали чаевые у туристов из России, сейчас я такого не наблюдал. Естественно, любому вознаграждению рады, но я не заметил, чтобы на это давили. Специально провёл эксперимент: не давал уборщику на чай три дня, и номер всё равно убирали отлично (позже я поблагодарил парня за труды).

«Любят, поскольку тратите»

Египтяне за 6 лет соскучились по туристам из России и говорят об этом открыто.

«Украинцы летят бюджетными турами — неделя за 200 долларов, — сидят в отелях безвылазно, - объясняет мне владелец турагентства Мохаммед Шабир. — У них нет денег на экскурсии или сувениры. Белорусы в этом аспекте щедрее, но их приезжает слишком мало, государство небольшое. Немцы откровенно скаредны: видели ли вы хоть раз, чтобы бюджетный турист из Германии дал египтянину на чай? Русские туристы — и с достатком, и небогатые — в отпуске денег не жалеют: отдыхают на всю катушку».

Именно поэтому в магазинах Хургады всегда на подхвате сотрудники, владеющие русским языком. У нас сейчас резкий подъём экскурсий: ваши курортники едут в Каир фоткаться у пирамид, в Луксор смотреть храмы, заказывают батискаф для погружения у рифов. Вы скажете, что египтяне вас любят, потому что вы много тратите? Ну так это жизнь, все мы в нашем мире работаем за деньги». Вот кто в Египте совсем не изменился, так это торговцы мелких сувенирных лавочек. По-прежнему выскакивают на тротуар, перегораживают дорогу, буквально требуют что-то купить. Говорите им по-арабски «ля, шукран» (нет, спасибо) и идите дальше: фраза на местном языке покажет, что вы здесь не впервые.

Всего за 3 месяца после возобновления полётов между Египтом и Россией изменили всё. В Хургаде возрождаются закрытые магазины, сюда возвращаются официанты, служащие отелей и водители, ранее ввиду увольнений перебравшиеся в Каир и Александрию.

«Брат, как я рад, что русские вернулись! — восторженно жмёт мне руку повар Мустафа, прилетевший в Хургаду. — Наконец-то у меня будет нормальная работа, я долго случайными заработками перебивался». Египет снова становится «всероссийской здравницей»… Но, как цинично сказал мне один житель Хургады, «главное, чтобы с возвращением ваших туристов наши не зажрались». То есть исправили проблемы с залом ожидания в аэропорту, сохранили сервис на уровне и не задирали цены в космос. Случится ли это? Что ж, скоро узнаем.