Последние годы набирает популярность всеобщее движение за инклюзивность, то есть максимальное включение в жизнь общества людей, имеющих физическую инвалидность или ментальную особенность. Работающие инвалиды встречаются все чаще, но во всех ли случаях это положительно и безопасно?

«ВОДИТЕЛЬ ВАС НЕ СЛЫШИТ»

В редакцию «МК в Питере» обратилась читательница с историей о поездке в такси с водителем-­инвалидом: «Вызвав машину через известный агрегатор, я села в такси и обратила внимание на то, что водитель не произнес ни слова за все время поездки. Да и радио было выключено. Подъехав к месту назначения, я попыталась попрощаться с водителем, но он только кивнул. Позже, просмотрев детали заказа, я увидела пометку «ваш водитель инвалид по слуху». Надо отметить, что машину таксист вел аккуратно, но возникли вопросы: может ли человек с инвалидностью по слуху быть водителем? Сможет ли он вовремя среагировать на несущуюся пожарную машину, если он ее не слышит? Кто будет нести ответственность в случае аварии с глухим за рулем?»

Начав разбираться в этом вопросе, мы выяснили, что еще в 2015 году вступил в силу приказ, исключающий из перечня ограничений для получения водительских прав в категории А и В инвалидность по слуху. Противопоказания к управлению автомобилем перечислены в постановлении правительства РФ «О перечне медицинских противопоказаний к ограничению управления транспортным средством». В документе сказано, что управлять автомобилем любой категории не имеют права граждане, имеющие умственную отсталость, психические расстройства, заболевания нервной системы, а также страдающие слепотой. Как поясняет Всероссийское общество глухих (ВОГ), водителю для управления легковым автомобилем или мотоциклом ношение слухового аппарата не требуется. А использование слухового аппарата позволяет людям с нарушениями слуха водить грузовик, автобус, троллейбус и трамвай. Также ВОГ утверждает: «Наличие или отсутствие слухового аппарата не влияет на процесс вождения по причине сплошной герметизации транспортного средства. Проще говоря, в салоне современных авто глухо, как в танке».

Между тем в сети с частой регуляр­ностью появляются видео, где пассажиры неоднозначно реагируют на водителя с инвалидностью, чаще всего принимая водителя за наркомана или выпившего. Обязан ли агрегатор такси предупреждать клиента об инвалидности водителя и об ответственности о сокрытии этой информации, «МК в Питере» рассказал юрист Тимур Харди: «Пассажир должен быть уведомлен о том, что к нему приедет слабослышащий или глухой таксист. И пассажир сам должен решить, ехать ли ему с этим водителем или отказаться. Если же агрегатор скрыл, что водитель — инвалид по слуху, то по жалобе пассажира агрегатор такси может быть оштрафован Роспотребнадзором. А если это стало причиной тяжких последствий, то агрегатор будет обязан возместить ущерб. Но нет никакой официальной статистики о том, что со слабослышащим водителем ездить опаснее».

«РЕЙТИНГ У НИХ ВЫШЕ»

По данным Всероссийского общества глухих, больше всего глухих или слабо­слышащих таксистов работает в крупных городах: в Уфе, Воронеже, Екатеринбурге, Москве и Санкт-­Петербурге. Пресс-служба сервиса «Яндекс.Такси» рассказала «МК в Питере», как работают глухие водители.

«Сервис сотрудничает со слабослышащими водителями, которые трудоустроены в таксопарках или являются индивидуальными предпринимателями. Таких парков по всей России более 130, они есть в Москве, Санкт-­Петербурге, Уфе, Воронеже и других городах. Осенью 2018 года было представлено решение в «Яндекс.Про», оно позволило слабослышащим и глухим водителям в комфортном режиме получать оповещение о новом заказе. Теперь при поступающем заказе телефон или планшет слабослышащего водителя начинает вибрировать и на нем активируется световой индикатор (вспышка). Оповещение о заказе дублируется из приложения на фитнес-­браслет (эта опция появилась чуть позже по итогам обратной связи от водителей). В пользовательском приложении «Яндекс Go» появилось уведомление, что на заказ приедет глухой или слабослышащий водитель, также добавился чат, в котором можно оперативно связаться с водителем и уточнить, где ждать, — рассказали представители сервиса. — Рейтинг глухих и слабослышащих водителей чуть выше, чем рейтинг других водителей. Мы регулярно следим за показателями водителей. Обычно такие водители получают высокие оценки, и это связано с тем, что они стараются держать свою машину в чистоте, соблюдают стандарты сервиса и очень ответственно подходят к работе. Требования к потенциальным водителям стандартны: стаж вождения не менее трех лет, а также прохождение обучающего видеокурса, который поможет быстрее разобраться с правилами сервиса».

Как сообщили в пресс-­службе агрегатора, в Петербурге пока не было зарегистрировано ни одного случая ДТП с участием глухого водителя такси.

ТРЕНД НА ОСОБЫХ СОТРУДНИКОВ

Если слабослышащие водители такси еще удивляют петербуржцев, то к таким работникам, например, в магазинах многие уже привыкли. Однако мы в редакции задумались, а на какие должности берут людей с инвалидностью, кроме водителей?

Но для начала давайте разберемся с тем, что такое инклюзия. Простыми словами — вовлечение людей с инвалидностью вне зависимости от физических, психических, интеллектуальных и иных особенностей в активную общественную жизнь. Это и доступная общественная среда, и рабочие места на предприятиях, и образование. Но идея идет впереди исполнения, и пока доступная среда строится, людям нужно работать и зарабатывать.

Государство на принудительных началах призывает бизнес брать на работу инвалидов. В трудовом кодексе для работодателей существуют различные нормы обязательного количества сотрудников с инвалид­ностью. Например, если компания превышает 100 человек, законодательством субъекта Российской Федерации установлена квота для приема на работу инвалидов в размере от 2 до 4% численности работников. Если численность работников составляет не менее 35 и не более 100 человек, квота для приема на работу инвалидов — в пределах 3% численности работников. Пандемия COVID‑19 также внесла свои коррективы, и в июле этого года Совет Федерации одобрил изменения в закон о занятости. Благодаря новым нормам центры занятости смогут оказывать услуги в электронном виде на постоянной основе, а квота по трудоустройству граждан с инвалидностью будет считаться выполненной только после фактического приема на работу человека с ограниченными возможностями.

Кроме водителей, работающих инвалидов можно встретить за кассами, на складах и других должностях. Мы узнали, насколько распространены вакансии для инвалидов на рынке труда. Согласно данным, которыми с «МК в Питере» поделился HeadHunter, с начала сентября работодатели Петербурга разместили почти 1200 вакансий, которые подходят для соискателей с инвалидностью, что на 85% больше, чем в начале сентября 2020 года. В целом с начала года в Петербурге было открыто почти 10 000 маркированных вакансий, что на 90% больше, чем за тот же период 2020 года.

Самыми востребованными сферами для трудоустройства людей инвалидностью на данный момент являются:

ИТ, телеком (более 400 вакансий с начала сентября 2021 года);

продажи (более 250 вакансий с начала сентября);

административный персонал;

искусство и масс-медиа;

госслужба;

маркетинг.

Судя по вакансиям на рынке труда Петербурга, для соискателей с инвалидностью в целом доступны так или иначе все профессиональные сферы.

«МК» ЦИФРЫ

По данным Федерального реестра инвалидов на сентябрь 2021 года, в Петербурге проживает 480 740 человек с инвалидностью. Инвалидов трудоспособного возраста 123 556, из них имеют работу только 35%. То есть 43 287 человек.

ХОЗЯЙКИ КАСС, СКЛАДОВ И ОФИСОВ

Поддержка бизнесом повестки инклюзивности дает не только место в тренде, но и бонусы от государства. При трудо­устройстве инвалида на работу компания получает следующие льготы: в случае если половина работников предприятия — инвалиды и фонд оплаты их труда не меньше 25%, то сумма доходов компании может быть уменьшена на сумму, затраченную работодателем на социальную защиту этих лиц; более низкие тарифы на взносы фонда социального страхования. Мы спросили у нескольких крупных компаний-­ретейлеров («Ашан» и «Лента»), на каких должностях в основном работают сотрудники с инвалидностью и получают ли за них льготы.

«Слабослышащие сотрудники занимают должности хозяек касс и чуть реже работников торгового зала. Чтобы клиенты понимали, что их обслуживают глухие или слабослышащие сотрудники, на соответствующих кассах установлены специальные значки и рядом стоит табличка: «Вас обслуживает слабослышащий сотрудник». Клиенты уже привыкли к этим обозначениям и очень доброжелательно реагируют на сотрудников с ограничением по слуху», — рассказали нашему изданию представители сети «Ашан».

«По итогам 2020 года в компании трудоустроено порядка 200 сотрудников с ограниченными возможностями здоровья. Они занимают разные позиции в офисах, магазинах и распределительных центрах компании. Высокая физическая нагрузка, которой требует работа в ретейле, ограничивает нас в наборе людей с особенностями здоровья, но на те позиции, где такой кандидат может выполнять свои обязанности без рисков для здо­ровья, мы рассматриваем кандидатов с ограничениями», — сообщили представители сети гипермаркетов «Лента».

На вопрос про государственную поддержку и льготы представители компаний элегантно умолчали или сухо ответили: «Трудоустройство выполняется в соответствии с законодательством РФ во всех городах присутствия компании».

В целом, как мы отметили, компании неохотно говорят о целях и плюсах наличия в штате сотрудников с инвалид­ностью. Но в кулуарных беседах рассказывают, что иногда фирмы специально берут к себе не самого квалифицированного специалиста-­инвалида для снижения налоговой ставки и прочих бонусов от государства.

ОТ ИНКЛЮЗИИ НЕ ЛЕГЧЕ

Наличие льгот и субсидий бизнесу от государства за взятие на работу инвалидов не облегчает их трудоустройство.

«В наше время сложно найти достойную работу в принципе любому человеку, вне зависимости от наличия инвалидности. Важным в поиске работы стоит опыт и образование, — рассказал «МК в Питере» уполномоченный межрегиональной общественной правозащитной организации инвалидов «На коляске без барьеров» Максим Лапшин. — Конечно, людям с инвалидностью чаще всего предлагают неквалифицированную работу, да и вакансий не так много, в основном это диспетчеры или операторы call-центров. Если человек имеет профильное образование и хочет продолжать работать в определенной сфере, то в этой ситуации тяжелее всего инвалидам с детства. Потому что даже при наличии образования у них отсутствует должный опыт, и его им получить проблематично. Чуть проще людям, получившим инвалидность в зрелом возрасте, но здесь также все зависит от навыков и образования. Конечно, если человек был автослесарем и стал колясочником, то вернуться в профессию он уже вряд ли сможет».

Авторы: АЛЕКСАНДРА САВИНА