Вернуть ларьки и выкатить на улицы продуктовые вагончики? После тотальной зачистки и борьбы с уличной торговлей? После скандалов, интриг, долгих и нудных объяснений, почему всем выгодно, чтобы тротуары не были заставлены киосками? Вы серьезно?
Вообще, я отношусь к той редкой группе условно оппозиционной публики, которой идея избавления от ларьков, торговых халабуд и прочего самостроя понравилась.
Конечно, я понимала, что мы имеем дело не только с благородным градостроительным порывом, но и с дележом рынка. И все же, если отстраниться от этой неприятной мысли, сама по себе концепция города без ларечно-палаточной торговли мне очень нравится. Поэтому я разным просвещенным людям, которые уверяли, будто бы точечная торговля — это признак прогрессивного мира, объясняла, что ни в одном мегаполисе ни одной благополучной страны нет столько лотков, павильонов, грузовиков с товарами. Это нонсенс. Некрасиво.
Ларьки и колготки, развивающиеся на морозе на ногах-манекенах, — это признак даже не второго, а третьего мира. То, чего не может быть. Как и маршрутки. Люди пишут, что им удобно вскакивать на ходу в старую колымагу и мчаться на скорости 100 км в час, в пути передавая водителю-мигранту 50 рублей.
Конечно, это удобнее, чем ходить пешком или после получаса ожидания трястись через всю Коммунарку в набитом под завязку автобусе. Но почему нужно сравнивать плохое с худшим? Что мешает сравнить с тем, как надо? Сравните маршрутки российских городов с разветвленной сетью наземно-подземного метро в Берлине или Лондоне. Да даже и с автобусами Лондона — в этом городе автобусное сообщение построено так, чтобы из любой точки города в любую точку днем и ночью человек мог спокойно доехать на автобусах.
Ключевое слово — «спокойно». Но для этого лондонцам пришлось наладить грамотную и дорогостоящую систему наземного транспорта. Маршрутки выгоднее и позволяют заткнуть рты здесь и сейчас.
Так и с палатками. Город без обшитых профнастилом ларьков с самсой, чехлами для телефонов и колготками красивее, чем с ними. Есть второе утверждение: купить батарейки, свежий хлеб, те же самые колготки возле дома удобно. Однако из этих двух утверждений вовсе не следует, что в каждом дворе должны быть палатки.
А нам сейчас говорят именно это. Что нужно вернуть мелкую торговлю для удобства граждан. Причем подают идею как раз под «западным» соусом. Но на Западе нет столько палаток и ларьков, сколько их даже сейчас в Москве и Петербурге. Где вы в Лондоне, Париже или Нью-Йорке найдете на каждом углу будки с шавермой, ларьки с выпечкой, фургоны с творогом и множество кофейных домиков? Да их до сих пор много, в Петербурге, например, снесли минимум, на его месте пошли новые всходы, в основном более уродливые. Где вы такое найдете на том самом Западе? Где там сидит в металлической будке, словно затаившийся янычар, повар с ножом?
Да нет на Западе никаких ларьков! Нету! Не говоря уже о палатках с товарами из серии «1000 мелочей».
Хотя уличная еда и мелкая торговля в том же Лондоне или Нью-Йорке развиты куда лучше, чем в любом городе России, и с этим спорить странно. Где же жители прогрессивных городов покупают на обед кебаб и экстренно ищут батарейки? Да в магазинах! Там везде магазины. Не были в Лондоне, Берлине или Париже? Ну откройте гугл-карты и пройдите наугад по улицам в режиме street view. Увидите, что везде там, за исключением спальных кварталов, которые часто прячутся за торговые улицы и в которых нет вообще никакого бизнеса, первые этажи отданы предпринимателям: кафе, прачечные, парикмахерские и сплошные мелкие магазинчики.
Из России уходит формат local shops, магазинов у дома. Потому что кругом сети, которые выдавливают маленький бизнес физически и делают их цену неконкурентной.
Потому что любой магазин — это борьба с коррупцией, бесконечными проверками, это огромные налоговые нагрузки, издержки малых оборотов.
В Европе цены в магазинах возле дома мало отличаются от цен в гипермаркете. Цена шоколадного батончика в маленьком продуктовом магазинчике в центре Лондона отличается от цены в таком же магазине на окраине разве что на пару центов. У нас маленький магазин на оживленной улице держать просто невыгодно, покупать там что-то можно только от безысходности. Поэтому люди просят вернуть ларьки. А я не прошу. Это не выход.
Говорят уже про какие-то 50 тысяч автолавок, которые будут приезжать в крупные города. И еще в несколько раз больше построят ларьков, как только увидят отмашку. Как это все терпеть? Вы видели выход из своего метро? У нас, например, ты попадаешь сразу на перекресток, где торгуют в трех ларьках выпечкой, есть ларек с мороженой рыбой, два торговых павильона с мясом, две будки с шавермой, ларек с молочными продуктами, кстати, тот самый, где купили знаменитый горящий творог. И это не все! У метро обязательно также стоят два-три частных торговца с раскладушками, время от времени появляется прицеп с кофе. И рядом еще один, весь в аляповатых вывесках, чуть ли не самостройный торговый центр.
Ну куда нам больше ларьков? У них ведь нет воды, канализации, зимой на пятачке с этими ларьками постоянная грязь, люди месяц снежную кашу ногами, никто там не убирает. Откройте вместо десяти ларьков на этом перекрестке два магазина, где бы продавали все в чистых условиях и по нормальным ценам — люди сами потребуют убрать ларьки!
В том числе потому что им в ларьках покупать невыгодно. Запомните правило: чем мельче торговля, тем больше цены. Киоски — это всегда дорого, ведь там на одного продавца приходится больше затрат и меньше оборота: доставка маленькими партиями это дополнительная трата бензина и рабочей силы, на каждый ларек нужна своя касса, нужны проверяющие, если там кухня, нужно завозить воду, подключать холодильник, держать генератор. Оттого пирожок в магазине и пирожок в ларьке стоят по-разному. Для горожан убыточно иметь повсюду вместо магазинов ларьки. Производители тоже не выиграют.
Сегодня инициативу вернуть киоски на улицы объясняют в том числе желанием развязать руки мелким производителям и местным производствам. То, о чем в последнее время много говорят в контексте борьбы с сетями — нужны мобильные точки реализации. Но конечная цена в них будет едва ли не выше, чем в сетях, никто не поедет за индейкой или колбасой специально в ларек — лучше отложить покупку до похода в гипермаркет. Потому и выгоды не будет.
Я живу в деревне, в райцентре есть передвижные ларьки с продукцией местных фирм, но покупать у них выходит не намного дешевле, чем в магазинах. И это с учетом, что везут всего несколько километров максимум, считай, только по городу.
Сколько будет стоит масло с комбината в Тульской области, если его везти в Москву и продавать с тележки? Кстати, вокруг нашего райцентра есть несколько маленьких молокозаводов с очень вкусными натуральными продуктами, которые стоят, конечно, дороже сетевых брендов, но они очень похожи на качественные. Однако купить их можно только в собственных таких вот передвижных ларьках и в небольших деревенских магазинчиках. Я бы даже сказала, что не только наша дача, но и весь Петербург окружен такими мелкими производствами, но в магазинах их продуктов нет, потому что если маленький несетевой магазин в Петербурге будет брать на реализацию натуральный йогурт, то с его наценкой он станет просто не по карману покупателям. А без сумасшедшей наценки маленький магазинчик существовать не может.
Так что я не вижу большой выгоды переводить местных производителей на ларьки и тележки. И терпеть разномастное уродство ради призрачного комфорта и возможности раз в год по пути домой купить батарейки или кефир я не вижу смысла. Ничего в этом западного нет. Запад — это чистые магазины у дома и кафе с едой на вынос. А вот азиатчина — это как раз лотки, варка супа на улицах и прочая экзотика, связанная с бедностью и антисанитарией.
Последнюю проблему, кстати, решать собираются?
Люди, которые сейчас поддерживают возвращение ларьков, просто забыли, как это было, когда вечером на рынках и у остановок лились из киосков потоки мочи — продавщицы выливали на улицы свои отхожие ведра.
А вы как думали? Они ведь сидят по 12 часов на месте, что им делать, если ближайший туалет в двух километрах? У них ведро. И тогда было, и сейчас. Тележки видели с фермерскими продуктами? Сметана на развес, печенье, хлеб? Ну, скорее всего, и там продавщицы ходят на ведро, рук не моют. Как и разные продавцы ларьков с шавермой и пирожками. Когда про ведро говоришь, сразу становится не по себе. Как-то не по-западному, да? Вот поэтому на Западе и нет ларьков. Изредка встретите тележку с горячей кукурузой, свежими соками, мороженым. Никакую шаверму в ларьках там не крутят, булочки в будках не продают. Это не просто некрасиво — это негигиенично.
Кстати, почему, думаете, тот знаменитый творог, который подожгли и он загорелся, был куплен в мобильном киоске, а не в магазине? Да потому что ларьки — это рай для подделок, просрочки, контрафакта. Проверить невозможно, подвоз осуществляется постоянно. Ходят там какие-то проверяющие, кого из ларечников ни спросишь — все жалуются на поборы, выбивание из них взяток. Но ходят проверять пожарную безопасность, форму одежды персонала, регистрацию продавцов — список проверяющих и их функций огромен, он, по моим ощущениям, только растет, и параллельно растет ассортимент некачественных продуктов. В Петербурге в ларьках постоянно продают дешевые сыры по 250 руб./кг, какие-то молочные продукты из 10-литровых контейнеров, ломаное печенье, заветренное мясо, крупу с личинками.
А еще страшное хотите? Что, думаете, продавали раньше в многочисленных цветочных ларьках и в круглосуточных киосках с аксессуарами для телефонов? Я, например, считаю, что это прикрытие для наркоторговли.
Или распространенный бизнес-ширма, как в сериале «Обычная женщина». Только прикрывают им черный нал. Сейчас в Москве и Петербурге ларьков с цветами, тем более круголосуточных, стало меньше. А в провинции они никуда не делись. Спроси любого иностранца, пожившего в России хотя бы несколько месяцев, чему он был особенно удивлен — скажет, что обилию цветочных киосков.
Хотите вернуть это? Хотите снова ведра, фальсификат, просрочку, острые края профнастила, которым наспех обшивают киоск и который постоянно отрывается? Хотите поваров и продавцов с немытыми руками, заставленные площади у метро, цены втридорога? Здесь как с маршрутками. Можно требовать организовать уже нормальную работу автобусов, отдать назад троллейбусы, закупить новые трамваи. А можно смириться и ездить стоя в маршрутке.
Можно начать уже наконец говорить о том, что коррупция и нагрузки на малый бизнес сделали формат локальной торговли нерентабельным, а можно смириться с отсутствием чистых магазинов и брести понуро в ларек за хлебом.
Ничего нет плохого в ларьках, если они растут и умирают в среде естественной конкуренции. Хотите ларьки? Да стройте сколько угодно. Но верните мелкие магазинчики. Чтобы был выбор. И народ свой выбор сразу сделает. Повторяю: если у всех будет возможность дешево, быстро и с комфортом покупать в магазинах, ларьки сами с улиц пропадут. Потому что на свободном рынке и в здоровом обществе они не конкурентны.
- Главная
- →
- Выпуски
- →
- Экономика и финансы
- →
- Общество
- →
- Опять азиатчина: зачем нам ларьки?
Общество
Группы по теме:
Популярные группы
- Рукоделие
- Мир искусства, творчества и красоты
- Учимся работать в компьютерных программах
- Учимся дома делать все сами
- Методы привлечения денег и удачи и реализации желаний
- Здоровье без врачей и лекарств
- 1000 идей со всего мира
- Полезные сервисы и программы для начинающих пользователей
- Хобби
- Подарки, сувениры, антиквариат