17 августа 2009-го авария на Саяно-Шушенской ГЭС унесла жизни 75 человек. ГЭС принадлежала компании «РусГидро», курируемой могущественным первым вице-премьером Игорем Сечиным. Причиной аварии стала разбалансировка турбины. Еще в апреле, когда гидроагрегат номер 2 принимали после ремонта, его вибрация находилась на грани нормы. За последующие четыре месяца она выросла в четыре раза. Грубо говоря, причиной аварии было то, что балансировать турбины в СССР умели полдюжины специалистов. И они физически вымерли.

5 декабря 2009 года пожар в пермском ночном клубе «Хромая лошадь» унес жизни 160 человек.

Причиной этой трагедии явились два обстоятельства. Первое. В России в 2008 году зарегистрировано 200 386 пожаров, в которых погибли 15 165 человек. А в США зарегистрировано почти полтора миллиона пожаров, в которых погибли 3320 человек. Из этого видно, что: а) в России пожары просто не регистрируются; б) количество погибших в пожарах на 100 тысяч населения в России ровно в десять раз больше, чем в США. В России нет пожарной инспекции. В ней есть люди в форме пожарных инспекторов, которые обирают бизнес.

Второе обстоятельство заключалось в том, что люди в «Хромой лошади» не сгорели. Трупы лежали на снегу целехонькие. «Хромая лошадь» была отделана пенополистиролом (весьма многогранным материалом, применяющимся и в теплоизоляции, и входящим в состав напалма), и люди падали замертво, сделав один-два вздоха. Комиссии, расследовавшей пожар, следовало бы в первую очередь определить степень токсичности данной разновидности пенополистирола. Комиссия в своем заключении написала следующее: «Определение группы токсичности по ГОСТ 12.1.044-83 не проведено в связи с отсутствием в лаборатории технической возможности (мышей)».

Трагедия в «Хромой лошади» вызвала огромный резонанс. Владельцем «Хромой лошади» был не Дерипаска, не Тимченко и не Сечин. Президент и премьер щедро расточали приказы «покарать» и «разобраться». Владелец клуба Зак оказался в тюрьме. Однако, как мы видим, ни президент, ни премьер никак не реформировали систему пожарного рэкета, не осмелились покуситься на интересы производителей пенополистирола и даже ни словом не заметили комиссии, у которой не было мышей. (А люди — были.) Спустя неделю, 14 декабря 2009-го, шторм снес в Сочи строящийся грузовой порт, унеся жизни четырех человек.

Строительство этого порта является ярким примером технических решений эпохи зрелого путинизма. Во-первых, строить порт в устье реки Мзымты нельзя. Как ехидно заметил Михаил Блинкин, места, где можно строить порты, на Черноморском побережье известны со времен аргонавтов. А в тех местах, где их строить нельзя, морское ложе усеяно обломками еще древнегреческих галер. То есть порт там строить нельзя, но если Путину хочется и если для Сочи — то можно.

Во-вторых, довольно быстро заговорили, что дело было не только в шторме, но и в воровстве. Поползли слухи, что порт был разворован, а когда его смыл сравнительно небольшой шторм, строители заплатили взятку, чтобы представить шторм грандиозным.

В ночь на 9 мая 2010 года два взрыва на шахте «Распадская» унесли жизни 90 человек. Судя по первоначальной реакции Кремля, его обитателям доложили, что шахту взорвали враги, чтобы испортить праздник. В результате повторилась ситуация с «Курском»: Москва веселилась, «Наши» гуляли, а в Кузбассе в это время семьи шахтеров заливали горе водкой. Потом они пошли на рельсы и сцепились там с ОМОНом.

Не прошло и двух недель после «Распадской» — новая беда. 20 мая мост через Волгу в Волгограде начал колебаться. Амплитуда колебаний достигла 1 метра: машины подбрасывало и разворачивало на 180 градусов. На этот раз обошлось без жертв.

Надо отметить, что мост был сдан в эксплуатацию 10 октября 2009 года. Он был начат при Ельцине, а кончен при Путине. Технология строительства мостов через великие реки в России была освоена еще в царское время. Ошибки проектировщиков при строительстве такого моста попросту исключены. В настоящее время человечество успешно строит мосты в расчете не только на речные, но и на океанические ветровые нагрузки, которые на порядок выше. Колебания моста в Волгограде — это не природная, а социальная катастрофа, и объяснима она только одним: беззастенчивым воровством.

Но самой поразительной оказалась реакция властей на историю с мостом: они объявили, что мост колебался из-за землетрясения (!), а потом по мосту прогнали колонну груженных щебнем КамАЗов, и движение возобновилось. То, что речь идет о колебаниях под действием ветра, а вовсе не о статической нагрузке, власти не смутило. С таким же успехом человека, жалующегося на боль в горле, можно проверять на наличие плоскостопия. «Хромая лошадь», «Распадская», Саяно-Шушенская ГЭС, мост в Волгограде — все эти катастрофы имели разные поводы, но одну общую причину: тотальная технологическая деградация, помноженная на воровство. Кроме этого, из катастроф не было сделано выводов. В ряде случаев выводы — вроде прогона КамАЗов или «отсутствия мышей» — граничили с издевательством.

Самое важное в системе — это даже не катастрофа. Это реакция системы на катастрофы и ошибки. Судя по реакции путинской системы, она неспособна остановить технологическую деградацию общества, ибо сама является главной причиной этой деградации.

НОВАЯ ГАЗЕТА - Юлия Латынина