Кого среди пользователей Рунета можно отнести к среднему классу и по каким критериям их можно считать представителями этого социального образования? Ответить на эти вопросы нам помогут результаты онлайн опросов, проведенных "Гласом Рунета" в 2008 и 2010 годах среди российских пользователей, представляющих активную (месячную) аудиторию интернета.
Практически все участники опросов, за редким исключением, знакомы с понятием "средний класс" и имеют о нем свое представление. К среднему классу российские интернет-пользователи относят прежде всего тех, у кого имеется определенный уровень благосостояния, включающий достойный доход - не низкий, но и не слишком высокий (88% отметивших этот признак в 2008 году и 71% - в 2010 году), благоустроенное жильё - квартиру, дом (80% и 58% соответственно), возможность брать кредиты и возвращать их (61% и 27%), достаточное количество сбережений, накоплений (55% и 25%), один или больше автомобилей на семью (55% и 25%), возможность поддерживать здоровье занимаясь спортом, получая качественное лечение (58% и 22%), хорошо отдыхать, путешествовать по миру (55% и 23%).
Среди "нематериальных" признаков принадлежности к среднему классу наибольшее значение придается уверенности в завтрашнем дне и в обеспеченной старости (66% и 34%), возможности иметь много детей, обеспечивая их будущее (41% и 16%). В качестве важнейших условий, позволяющих достичь вышеуказанных благ, респонденты назвали хорошее базовое образование, возможность дополнительного обучения (66% и 36%), работу в успешной, перспективной компании, организации (54% и 25%), высокую профессиональную квалификацию (53% и 20%), возможность делать инвестиции, иметь собственное дело, бизнес (36% и 17%).
Лишь около 3% опрошенных утверждают, что среднего класса в современном российском обществе нет, а еще 3% затруднились оценить его долю среди населения России. Примерно 28% опрошенных считают, что его доля не превышает 10%, 29% оценивают его долю в 11-20%, 19% оценивают его долю в 21-30%, а около 18% полагают, что доля среднего класса превышает 30% населения России.
Если оценка доли среднего класса за два прошедших года практически не изменилась, то оценка ее динамики претерпела существенные изменения. Прежде всего, сократилось число пользователей уверенных в том, что за последнюю "пятилетку" доля среднего класса среди населения России росла. Ныне возобладает представление о достижении накануне мирового экономического кризиса некоего пика в формировании российского среднего класса и последовавшего за ним спада, сопровождаемого крушением надежд на обретение средними слоями стабильного социального положения.
Рассматривая возможности различных социальных групп на попадание в средний класс, российские интернет-пользователи наиболее высоко оценили шансы адвокатов, юристов, судей (61% отметивших этот признак в 2008 году и 49% - в 2010 году), бизнесменов, предпринимателей (60% и 49% соответственно), менеджеров (58% и 43%), экономистов, бухгалтеров (49% и 39%), банкиров (31% и 25%). Шансы дотянуться до этого статуса, по мнению тех респондентов, кто допускает существование среднего класса в России, имеют инженеры и специалисты (41% и 37%), работающие, главным образом, в нефте-газовой отрасли и металлургии, сфере платного медицинского обслуживания, а также госслужащие (31% и 29%), прежде всего, политики, депутаты и чиновники, некоторые представители шоу-бизнеса (24% и 17%), финансируемой бизнесом прикладной науки, платного образования (25% и 20%).
По совокупности тех или иных основных критериев, к среднему классу в 2008 и в 2010 годах себя причисляют около 42% активных российских интернет-пользователей. Но если доля пользователей, отождествляющих себя со средним классом, за два прошедших года практически не изменилась, то личные достижения и социальный фон, составляющие основу этой самоидентификации, оцениваются более скромно. Среди тех, кто заявляет о своей принадлежности к среднему классу, 76% в 2010 году против 84% в 2008 году, утверждают, что за последнюю "пятилетку" им лично удалось улучшить свое социальное положение, добиться каких-то успехов. Каждый второй представитель этой группы оценивает долю российского среднего класса на уровне 11-30%. Однако рост доли среднего класса среди населения России за это время отмечают лишь 48% в 2010 году против 69% в 2008 году.
Напротив, около 46% опрошенных не причисляют себя к среднему классу. Соответственно, среди них преобладает более скромная оценка как личных достижений (отметили улучшение своего социального положения за последние пять лет 57% в 2008 году и 49% в 2010 году), так и структурных изменений в российском обществе (отметили рост среднего класса в России 55% в 2008 году и 32% в 2010 году). Более половины представителей этой группы оценивают долю российского среднего класса не более, чем в 20%.
Ведущую роль в классовой самоидентификации российских пользователей интернета играют экономические факторы. Скорее склонны отождествлять себя со средним классом респонденты имеющие уровень дохода на члена семьи "выше среднего" (43% в 2008 году и 34% в 2010 году) и "средний" (45% в 2008 году и 48% в 2010 году). Не склонны причислять себя к среднему классу респонденты с доходом "ниже среднего" (31% в 2008 году и 27% в 2010 году) и "средним" (53% в 2008 году и 46% в 2010 году).
Иначе данную ситуацию можно описать следующим образом: от числа всех опрошенных 50% в 2008 году и 47% в 2010 году указали, что их доходов хватает на питание, одежду и товары длительного пользования, но не достаточно для покупки машины, квартиры, дачи и др. В этой группе доходов около 39% респондентов в 2008 году и 42% в 2010 году относят себя к среднему классу. Если доходов хватает на питание, одежду, товары длительного пользования, покупку машины, за исключением покупки недвижимости, то идентифицировать себя со средним классом готовы уже 62% в 2008 году и 66% в 2010 году, а по мере снятия ограничений на покупку недвижимости, 77% в 2008 году и 67% в 2010 году среди представителей соответствующих групп доходов. Напротив, если доходов хватает на питание и одежду, но не хватает на покупку необходимых товаров длительного пользования, то лишь 27% в 2008 году и 24% в 2010 году готовы идентифицировать себя со средним классом, а при еще более скромных материальных возможностях - не более 12% и 14% представителей соответствующих групп доходов.
Чаще других респондентов в нашем опросе были склонны отождествлять себя со средним классом те, кто является владелецем или совладельцем предприятия (73% в 2008 году и 64% в 2010 году), руководителем или заместителем руководителя предприятия, учреждения (56% и 54%), руководителем подразделения (53% и 51%), индивидуальные предприниматели (47% и 54%), профессионалы, ведущие частную практику (47% и 39%), а также учащиеся (56% и 45%) и домохозяйки (46% и 34%) из обеспеченных семей. Среди специалистов с высшим образованием, квалифицированных рабочих, служащих и прочих работающих респондентов, причислять себя к среднему классу отваживались в основном те, кто занят по преимуществу в таких отраслях, как общественное питание и гостиничное обслуживание (61% и 69%), финансы и страхование (52% и 58%), органы государственного или муниципального управления (51% и 49%), строительство (48% и 38%), оптовая и розничная торговля (47% и 50%), добывающая и обрабатывающая промышленность, энергетика (46% и 39%), информационные, юридические услуги, реклама (46% и 47%).
Среди всех опрошенных российских интернет-пользователей, кто причислил себя к среднему классу, 27-28% проживают в Москве, 8-11% - в Санкт-Петербурге. Среди прочих регионов наибольшее число представителей среднего класса проживает в Приволжском (15-18%), Сибирском (10-12%), Центральном (11-15%) федеральных округах. В целом, не менее половины (53-55%) активных российских интернет-пользователей, представляющих средний класс, проживают в российских городах с населением более 1 миллиона жителей; 15-18% - в городах от 500 тыс. до 1 млн. жителей; 17-18% - в городах от 100 тыс. до 500 тыс. жителей.
В заключение добавим еще один, психологический штрих к портрету российских интернет-пользователей, причисляющих себя к среднему классу. Принято считать, что его представители стремятся жить, рассчитывая главным образом на собственные силы и способности. И действительно, среди тех респондентов, кто склонен отождествлять себя со средним классом, доля уверовавших в то, что изменение собственного положения зависит только от личных усилий, составляет 48-51%. Напротив, среди тех, кто не отождествляет себя со средним классом, в исключительное влияние личных усилий верят лишь 29-31%.
Другой важный момент самоидентификации лежит в области самооценки представителями среднего класса своих личных достижений, реальных или мнимых. Особенность этой самооценки заключается в восприятии средним классом своего статуса как положения в социальной иерархии, при котором пробиться "наверх" в элиту совершенно или почти невозможно, а для многих и не нужно, но зато можно находиться над большинством тех, кто не смог выйти из "низов" в люди. И мы видим, что среди респондентов, которые склонны отождествлять со средним классом себя, 49-50% полагают, что большинство других людей в России живут хуже. Напротив, среди тех, кто не отождествляют себя со средним классом, лишь 29-32% относят большинство своих соотечественников к аутсайдерам.
- Главная
- →
- Выпуски
- →
- Экономика и финансы
- →
- Общество
- →
- Рунет в поисках среднего класса
Общество
Группы по теме:
Популярные группы
- Рукоделие
- Мир искусства, творчества и красоты
- Учимся работать в компьютерных программах
- Учимся дома делать все сами
- Методы привлечения денег и удачи и реализации желаний
- Здоровье без врачей и лекарств
- 1000 идей со всего мира
- Полезные сервисы и программы для начинающих пользователей
- Хобби
- Подарки, сувениры, антиквариат