Россияне, успевшие до кризиса познать прелесть жизни в кредит, не готовы в одночасье отказаться от этого удовольствия. Как показали результаты исследования "Мониторинг розничного рынка. Банки" за второй квартал 2009 г., проведенного компанией Profi online research, такой банковский продукт как "кредит наличными" продолжает пользоваться популярностью у населения. Правда, суммы займов стали несколько меньше, а сроки их погашения - дольше.

Количество краткосрочных займов (на срок до одного года) снизилось с 30% в 2008 г. до 27% в 2009 г., а долгосрочных (на пять и более лет) - возросло с 23% до 26%. Большинство респондентов (26%) берут кредиты на ремонт квартиры; чуть меньше (21%) занимают деньги у банков, чтобы добавить их к сумме, накопленной для покупки автомобиля; на третьем месте - покупка бытовой техники. Кроме того, россияне одалживают наличные на покупку или строительство недвижимости, отпуск, приобретение мебели, свадьбу, покупку земли и лечение.

Достаточно большую долю (9%) занимает категория "Другое". Как полагают авторы исследования, скорее всего, некоторую часть таких кредитов физические лица берут на развитие собственного бизнеса. "Для того чтобы получить заем на это, необходимо собрать массу документов, да и в условиях кризиса такого рода инициатива граждан считается достаточно рискованным предприятием и не активно поддерживаются банками. Таким образом, если речь идет не о больших суммах, человеку оказывается значительно проще оформить кредит наличными на какие-то собственные нужды и затем вложить полученные деньги в собственный бизнес", - поясняют эксперты Profi online research.

Подавляющее большинство заемщиков предпочитает брать кредиты в рублях (95% - в 2008 г., 96% - в 2009 году). Число желающих кредитоваться в долларах снизилось в три раза - до 2%. Среди банков, выдающих займы наличными, вне конкуренции "Сбербанк" - туда обратились более трети (38%) респондентов; на втором месте "ВТБ 24" с 10%. Традиционно банки, поддерживаемые государством, кажутся россиянам с точки зрения надежности более привлекательными. Примечательно, что 10% респондентов вообще не смогли вспомнить название банковского учреждения, осчастливившего их кредитом.

По мнению вице-президента Ассоциации региональных банков Олега Иванова, состояние рынка кредитов является барометром настроения россиян, может быть, даже более точным, чем социологические опросы. Рост просрочки в том или ином регионе сигнализирует о неудовлетворительном положении его жителей, а также может быть свидетельством начавшегося "вируса неплатежей", распространяющегося по принципу "если сосед не платит и никакого наказания за это не несет, то можно и мне не платить".

По данным Иванова, на сегодняшний день в российских банках обслуживается порядка 35 млн потребительских кредитов. За последний год объем таких займов упал в среднем на 15%, а в отдельных регионах - на 30%. И дело не только в том, что банки стали более осторожны в оценке потенциальных заемщиков, и не в запретительных ставках по кредитам. Просто сами граждане сейчас стараются сберегать, а не тратить. Так что пока ждать роста потребительского кредитования не приходится.

Что касается малого бизнеса, на сегодняшний день, по словам вице-президента Ассоциации региональных банков, 35% - 40% задолженности реструктурировано. Но это не означает решения проблемы "плохих долгов". Хотя в ближайшие месяцы второй волны кризиса быть не должно, она может обрушиться на банковский сектор через год - полтора. "Работа по реструктуризации платежей позволяет надеяться, что острой фазы кризиса не случится, но банковская система напоминает пловца, который плывет с гирями на ногах", - резюмирует эксперт.

Утро.Ру