Computer Weekly IT провел опрос, результаты которого показали, что более половины компаний в Великобритании во время экономического кризиса урезали свои расходы на ИТ.

Как заявили ИТ-специалисты в недавно проведенном онлайн-опросе, ухудшающиеся экономические условия также заставили почти треть опрошенных уволить своих сотрудников в ИТ-департаментах.

Большинство (16%) респондентов сообщили, что сократили персонал 2-6 месяцев назад, а 10% признались, что проводили увольнения в течение последнего месяца. Только 5% ответили, что у них сокращения прошли более полугода назад.

Стефани Эллиотт, генеральный директор рекрутинговой компании Volt Europe, отметила, что рост числа сокращений рабочих мест два-шесть месяцев назад указывает на то, что первоначально влияние рыночных условий недооценивалось, ведь вслед за фактической реализацией сразу последовала моментальная реакция.

По данным Rethink Recruitment, сейчас наблюдается тенденция к сокращению постоянных сотрудников и увеличению количества контрактников. Ожидается, что в следующем году эта тенденция сохранится, но все меньше компаний планирует сокращать свой ИТ-персонал, а спад вакантных рабочих мест в ИТ-отрасли замедлился.

По словам Майкла Беннетта, директора Rethink Recruitment, это означает, что самое худшее для ИТ-специалистов, возможно, уже позади.

Крупные компании под прицелом

В среднем, корпоративный ИТ-бюджет сократился почти на 10%. Во многих компаниях ИТ считается затратной областью, что делает этот отдел явной целью для проведения сокращений, считает Пол Уильямс, советник по ИТ-управлению в компании Protiviti.

Ценность информационных технологий как правило недооценивается в компаниях, сказал он. CIO необходимо научиться доносить информацию о ценности ИТ, отмечает Уильямс, потому что, хоть совет директоров и видит, сколько средств уходит на ИТ, то часто просто не понимает, какой вклад в общее дело вносит этот самый ИТ-отдел.

ИТ-отделы в крупных организациях со штатом более 1 тыс. человек сообщили о том, что у них прошли наибольшие сокращения бюджета и персонала. Около 16% ИТ-профессионалов, принявших участие в опросе, заявили, что их ИТ-бюджеты были урезаны более чем на 21%.

Крупные компании первыми ощутили на себе последствия экономического кризиса и соответственно сократили свой бюджет, отметил он. Обычно до небольших предприятий кризис доходит позже и, следовательно, те порой думают, что сумели спастись от неприятностей.

45% респондентов, ответивших, что их ИТ-бюджеты практически не подверглись изменениям, по всей видимости, работают в мелких компаниях, где трудятся 50 или менее сотрудников. Точно также, 69% опрошенных, сообщивших об отсутствии увольнений в результате кризиса, работают в небольших фирмах.

По мнению Беннетта, вероятно, это происходит из-за того, что у небольших компаний поменьше "жирка", как в отношении проектов, так и своих сотрудников. Если крупная организация хочет сократить издержки, она прекращает реализацию проектов, что в значительной степени влияет на количество персонала, заметил он. В небольших фирмах обычно отмечается более высокий уровень аутсорсинга, который основывается на среднесрочных и долгосрочных контрактах, что усложняет процедуру сокращения издержек.

Ожидание грядущих сокращений

Эллиотт сказала, что в крупных компаниях большинство новых ИТ-разработок отложили до лучших времен, что привело к увольнению многих специалистов, участвовавших в них. Однако, как выяснилось, из тех участников опроса, которые заявили, что у них пока не проходило никаких увольнений на почве кризиса, более 10% признались, что в следующие полгода обстоятельства могут вынудить их провести сокращения.

По мнению Эллиотт, сокращения продолжится, и, несомненно, на этом пути всех еще ждут сюрпризы.

Компаниям, однако, стоит по мере возможности сохранять свой персонал, потому что, когда произойдет оздоровление экономики, заменить его будет сложнее, утверждает Беннетт. Если начальник сумеет сохранить людей в такие сложные времена, то его ценность как руководителя возрастет во много раз.

Ключ к сохранению персонала - это гибкий подход, уверена Эллиотт. Менее жесткий подход к специалистам часто приносит неожиданную пользу, поскольку профессионалы не хотят ударять в грязь лицом.

Эллиотт отмечает, что такой вариант ведения дел посылает сотрудникам положительный сигнал о том, что компания пытается всеми силами сохранить талантливых и компетентных людей.

Организации, пытающиеся сократить ИТ-расходы, не увольняя сотрудников, должны обратить свое внимание на эксплуатационные расходы, что может составлять, по словам Уильямс, до 70% общего ИТ-бюджета. Очень часто упускаются возможности сэкономить на техническом обслуживании, копировании и восстановлении информации, а также консолидации процессов.

Сэкономить на эксплуатационных расходах можно и через более широкое использование аутсорсинга и технологий вроде виртуализации, отметил Уильямс.

Пострадавшие от рецессии ИТ-области

Сокращение бюджета больше всего коснулось обучения и реализации новых проектов, считают 37% участников ИТ-опроса, далее следуют затраты на компьютеры (29%), инфраструктуру (28%) и научно-исследовательские работы (20%). Только 38% респондентов ответили, что в их организациях ИТ-бюджет в отношении этих областей не был урезан вообще.

Тренинговые компании в один голос заявляют, что сокращать расходы на обучение недальновидно, но если выбирать между сокращением штата и сокращением бюджета на обучение, то тут выбор очевиден, добавил Беннетт.

Но Эллиотт указала на тот факт, что когда во время экономического спада в 90-х годах бюджеты на обучение были значительно урезаны, то компании ощутили дефицит квалифицированных кадров сразу после того, как ситуация на рынке стала улучшаться. Она уверена, что бюджеты на обучение необходимо сохранять везде, где только возможно, поскольку тогда умения специалистов будут идти в ногу с современными технологиями и это положительно скажется на мотивации сотрудников в целом.

Все респонденты отметили, что ИТ-отделы очень сильно пострадали от экономического кризиса. Впереди в этом списке только отделы продаж в крупных организациях, по которым ударила рецессия, но это влияние куда ниже в небольших компаниях, где продажи и маркетинг занимают первые места в рейтингах.