Опрос Фонда общественного мнения подтвердил докризисное наблюдение: российская молодежь мечтает работать исключительно в крупных компаниях или госструктурах. В лидерах предпочтений "Газпром", администрация президента и МВД. Экспертов тревожит, что поиски тихой гавани, естественные для части молодых людей в силу темперамента и воспитания, стали массовым поведенческим стереотипом. Но главной проблемой они считают поголовную нацеленность на материальный результат при почти полном безразличии к способам его достижения. Эта психология делает бессмысленными любые разговоры о модернизации и росте производительности труда.

В ходе опроса, проведенного ФОМ, молодым людям от 16 до 26 лет предложили три варианта ответа о "работе мечты". Как выяснилось, наибольшим уважением в качестве работодателя сегодня пользуются "Газпром" (21% опрошенных), администрация президента (11%), Сбербанк и ЛУКОЙЛ (по 9%), Первый телеканал (8%), "Роснефть" и МВД (по 8%), Газпромбанк и ОАО "РЖД" (по 7%). Заметно, что большинство выбрало наиболее "богатые" российские компании, в той или иной степени контролируемые государством.

Выбор вполне рационален. "Банк может прогореть, инвестиционные компании рушатся, что и показывает международная практика, а нефтегазовые компании, пока будет сырье, будут качать его и зарабатывать, - объясняет вице-президент Центра политических технологий Алексей Макаркин. - Чиновничьи структуры тоже не подвержены кризису". Согласно тому же опросу, крупные иностранные корпорации сдали свои позиции: в Microsoft и Toyota Motor хотели бы работать только по 6% респондентов, хотя еще в сентябре 2008 года та же Microsoft была на третьем месте вместо нынешнего шестого в списке "работодателей мечты". "Это результат пропаганды, молодежь действительно думает, что Запад гораздо хуже нас переживает кризис и там всех увольняют", - поясняет политолог Дмитрий Орешкин. "Не в этом дело, - возражает студент экономфака МГУ, знакомый с итогами опроса. - Просто в западной компании трудовые отношения более формализованы, там труднее получить по знакомству синекуру".

Госслужба била рекорды популярности у молодежи и в прошлом году, однако до кризиса респонденты намного реже упоминали МВД. Алексей Макаркин объясняет это очевидностью коррупционных возможностей милиции. "Молодежь видит, на каких машинах ездят милиционеры, - пояснил эксперт. - Если в 70-е годы в МВД шли за романтикой, то сейчас - только за стабильностью и возможностью хорошо заработать". Любопытно, что, осуждая коррупцию в целом, молодежь считает ее чуть ли не единственным способом избежать бедности.

"Явно преобладает прагматическая составляющая, и в этом отличие от советской молодежи, которая хотела стать космонавтами, - замечает г-н Орешкин. - Но такая позиция чревата серьезным духовным кризисом для самой молодежи. У них отсутствует какая-либо мотивация, - продолжает политолог. - Они хотят много заработать, при этом совершенно не хотят попробовать себя в чем-то новом, реализовать свои амбиции, построить свой бизнес". "Их главная задача - примазаться к кораблю, у которого борта обмазаны черной икрой, а не самому создать свой остров, где можно будет добывать эту икру", - добавил г-н Орешкин.