Почему новые многообещающие отрасли для общества в целом не всегда столь многообещающи для инвесторов?

Я хочу опять развеять несколько популярных мифов ходящих не только в мире обывателей но и в профессиональной инвестиционной среде.

Сейчас часто говорят о новых технологиях, солнечной энергии, нанотехнологиях, стволовых клетках и рассказывают каким вы станете миллионером через пару лет, если купите акции какой-нибудь новой чудо компании с революционным продуктом.

Если посмотреть на историю развития рыночной экономики с начала двадцатого века, то можно заметить несколько интересных фактов.

Одним из самых крупных инноваций прошлого века были самолет и автомобиль. Было настолько очевидным, что эти индустрии завоют весь мир и кардинально изменят наши жизни, что абсолютно каждый даже сейчас считает, если бы он жил тогда, то обязательно бы вложился в эти популярные ниши.

Но факты говорят об обратном. В начале века в США было более 2 тысяч автомобильных компаний, и торговый реестр или список был более 70 страниц в объеме. К концу века, выжило только трое. Все остальные обанкротились. Что самое интересное, так это то, что несколько раз за всю свою историю, акции этих трех компании продавались ниже их номинальной стоимости, или другими словами, продавались по цене ниже, чем та по которой их купили самые первые инвестора. Еще раз перефразирую, это значит, что эти компании время от времени, не делали прибыли вообще!

Почему так происходит? Да потому, что данная индустрия очень капиталоемкая и львиная доля прибыли уходит на модернизацию дорогостоящего оборудования, разработку колоссально дорогих новых моделей автомобилей. Автоиндустрия страдает от жесточайшей конкуренции, и для того чтобы держаться на плаву, требуется постоянный выпуск новых линеек, которые в свою очередь, требуют совершенно нового оборудования. Получается все заработанные деньги не выплачиваются в виде дивидендов инвесторам, а идут на покупку и замену оборудования. К тому же, если посмотреть на балансовые отчеты авто и авиа компаний, можно заметить как увеличивается их долгосрочный долг. Компании залазят все глубже в долг, чтобы только удержаться на плаву и хоть как-то удержать курс акций от падения. Компания крайслер вообще обанкротилась если бы не гос. дотации. У форда дела не намного лучше.

Другим показательным уроком стала авиапромышленность. С 1919 по 1939, в мире существовало около 200 компаний. Теперь слушайте: реальность такова, что со всего этого агрегированного кол-ва компаний лично для инвесторов, вложивших в эту перспективную отрасль, не было сделано никакой прибыли вообще за всю историю авиастроения! И на сегодняшний день, более менее концы с концами сводят относительно две крупные мировые компании: Боинг и Эарбас.

То же самое относиться и биотехнологиям, нанотехнологиям, солнечной энергии и ее альтернативным источникам. Я не спорю, что все это принесет пользу миру, но не всегда владельцам данных компаний. Вспомните хотя бы недавний интернет бум, лопнувший в 2000 году. Но ирония в том, что люди будут вкладываться в убыточные перспективные ниши, потому что это модно и популярно, вместо "устаревших" компаний с предсказуемыми доходами.

Никогда не стоит забывать, что будет ли инвестор зарабатывать от вложенных денег или нет, сильно зависит от руководства компании, которое может быть ориентированным на инвесторов, например на выплату дивидендов или обратный выкуп акций компанией, или против них, как например на агрессивный рост, и все прибыли вкладывать в сомнительную покупку новых дочерних предприятий, расширения производства или его модернизацию. Все это приводит к тому что курсы, акций данных компаний не идут вверх, а инвесторы теряют.