В июле находящиеся за рубежом российские граждане получили возможность оперативно передавать документы на родину. Для этого им просто нужно обратиться в консульское учреждение для удостоверения так называемой равнозначности бумажного документа его цифровому аналогу. Как быстро и безопасно переслать важные бумаги за сотни и тысячи километров, в каких ситуациях это может понадобиться и сколько стоит такая услуга - в совместном материале Федеральной нотариальной палаты и ТАСС

Зачем нужна "телепортация" документов?

1

Ситуации, когда необходимо переслать документ из одного российского региона в другой или даже из-за рубежа, могут быть самыми разными. Отправить по электронной почте или через мессенджер скан или фото с телефона - не выход: такие копии не имеют юридической силы. Конечно, можно направить оригинал заказным письмом или прибегнуть к помощи курьерской службы. Но это не очень надежно, дорого, а главное - долго.

При этом время зачастую имеет значение. К примеру, семье предоставился случай выгодно улучшить жилищные условия, а ее глава работает вахтовым методом или находится в длительной заграничной командировке. Между тем продать находящуюся в общей собственности квартиру без нотариального согласия второго супруга не получится.

Еще один повод для срочности: бабушка взяла к себе на каникулы внука, а затем решила свозить его на зарубежный курорт по горящей путевке. При этом заранее о получении согласия родителей на выезд ребенка в другую страну его родственница не позаботилась.

Другой пример: скончался родственник, живший на другом конце страны. Нужно вовремя подать заявление о принятии наследства нотариусу, работающему по последнему месту жительства наследодателя.

Все эти проблемы может решить нотариальная "телепортация". Ее удобство уже оценили россияне - только за прошлый год при помощи нотариусов было "телепортировано" 4,1 миллиона документов.

Как происходит "телепортация" документов?

2

Под обиходным термином "телепортация документов" скрывается нотариальной действие, которое называется "удостоверение равнозначности электронного документа документу на бумажном носителе".

На практике это происходит так: нотариус изготавливает электронный образ бумажного документа и подписывает его своей квалифицированной электронной подписью. В результате электронный документ имеет точно такую же юридическую силу, что и бумажный оригинал.

Затем нотариус отправляет онлайн-копию своему коллеге в тот город, где его ждут. Нотариус, получивший файл, превращает электронную версию обратно в "бумагу", подтверждает их равнозначность и отдает тому, кому срочно нужен документ.

Перевод в бумажную версию может и не понадобиться, к примеру, если полученный электронный документ нужен для совершения какого-либо нотариального действия.

Какие документы можно "телепортировать"?

3

Быстро и безопасно передать в другой регион или через границу можно практически любой документ. К примеру, "телепортировать" можно различные доверенности, согласия, а также заявления на вступление в наследство.

Также отправить через нотариуса можно свидетельство - о браке или о рождении, школьный аттестат, вузовский диплом, устав компании и многое другое.

Исключений всего два. Не подлежат переводу в электронный вид с сохранением юридической силы документы, удостоверяющие личность, например паспорт, а также договоры, заключенные в простой письменной форме.

Какие бывают тарифы "телепортации" документов? 4 Тариф на удостоверение равнозначности электронного документа документу на бумажном носителе, как и на другие нотариальные действия, состоит из двух составляющих: федеральной и региональной.

Федеральный тариф на любое нотариальное действие прописан в Налоговом кодексе РФ или в Основах законодательства РФ о нотариате.

Региональная составляющая тарифа будет отличаться в зависимости от субъекта РФ, где человек обращается к нотариусу. Кстати, в столице установлен льготный тариф для участников СВО.

Для консульских учреждений за рубежом действует одинаковый тариф за страницу, вне зависимости от местонахождения этого учреждения.