В правительстве рассматривается инициатива отдельных ведомств о полном отказе в товарообороте от бумажных чеков. Между тем, правила финансовой грамотности гласят: требуйте кассовый чек при покупке товара или оплате услуг. И россияне к этому привыкли. При расчете в магазинах, транспорте, кафе и ресторанах чек является подтверждением факта совершения сделки между продавцом и покупателем. Но что будет, если из схемы торговец-товар-потребитель исчезнет бумажная квитанция, подтверждающая куплю-продажу? Как человеку вернуть продукт ненадлежащего качества, не имея на руках чека?

Предложение о полном отказе от бумажных чеков исходит от Министерства природных ресурсов и экологии, а Федеральная налоговая служба (ФНС) поддержала идею, но при условии, что это не затронет права граждан.

В то же время Российский экологический оператор (РЭО) рекомендовал ритейлерам перейти на электронные чеки, так как это позволит сэкономить большое количество природных ресурсов и тем самым внести существенный вклад в улучшение экологии.

Бумажные чеки всегда выполняли две функции. Первая — фискальная: чтобы продавцы, рестораторы и службы сервиса, оказывающие услуги и продающие товары, платили налоги. Чек являлся доказательством того, что с этой продажи были уплачены налоги в бюджет.

Вторая функция чека была связана с элементом защиты прав потребителей. Благодаря чеку потребитель мог доказать факт покупки, если с ней возникали какие- либо проблемы. Споры типа «я тебе не продавал» или «это не мой товар» были популярны в 1990-е. Россиянам частенько не выдавались чеки. Чтобы избежать таких историй, потребителям дали право предъявлять претензии даже при отсутствии чека. Если человек потерял квитанцию, а товар оказался ненадлежащего качества, продавец не имел права отказать только на основании отсутствия чека. Потребитель, в свою очередь, мог сослаться на свидетелей или предъявить этикетку, упаковку от товара. Все это принимается в качестве доказательства. В результате, магазину стало сложно утверждать, что факта продажи не было.

В период пандемии многие магазины и предприятия в России обратились к покупателям с вопросом о необходимости бумажных чеков. Некоторые предоставляли только электронные квитанции, другие предлагали выбор между бумажным и электронным вариантами. Сейчас тренд на отказ от бумажных чеков можно назвать массовым.

По словам председателя правления Международной конфедерации обществ потребителей (КонФОП) Дмитрия Янина, когда существенная часть населения России перешла на оплату покупок банковскими картами, необходимость в бумажных чеках отпала сама собой. По его словам, всегда можно доказать факт оплаты картой того или иного приобретения. Информация хранится в истории банковских операций.

«Можно и дальше продолжить выдавать бумажный чек по просьбе потребителя. Это оптимальное решение. Такое правило действует, например, в европейских странах. Продавец спрашивает, нужен ли вам чек, и выдает его по первому требованию. Для продавцов - это сокращение издержек, так как им не придется тратиться на чековые ленты, принтеры, на их частый ремонт и обслуживание», - продолжает эксперт.

Сам Янин убежден, что единственное место, где по-прежнему нужен бумажный чек, это продуктовые магазины. Он напомнил, что в российской торговой практике частенько возникают споры из-за несоответствия стоимости товара в торговом зале и в чеке. «Очень часто можно увидеть, что люди стоят и вглядываются в чек, пытаясь понять, почему в итоге они заплатили больше, чем было написано на ценнике в витрине. Без бумажной квитанции такой спор не решить. Поэтому я советую людям просить бумажный чек. В других сферах он совершенно необязателен», – подчеркивает эксперт.

Но как быть покупателю, если электронный чек не придет на почту, а товар оказался с браком? Это не должно пугать потребителя, рассказывает председатель КонФОП. Если в товаре выявили дефект, то его можно вернуть или обменять без чека. Так что в принципе бумажные чеки потребителям нужны только в супермаркете и при покупке дорогостоящей электроники. Если, например, речь идет о стиральных машинах с сушкой, то тут процент брака доходи до 15%. Они ломаются чаще, чем мобильные телефоны. И даже в таких случаях уже лет 20 не обязательно иметь чек, чтобы обратиться к продавцу с претензией, утверждает наш собеседник.

По мнению зампреда правления ассоциации «Руспродсоюз» Дмитрия Леонова, очень важно сохранить возможность использования бумажных чеков при возврате или обмене некачественного товара, в случае полного перехода на электронные квитанции. «С учетом того, что чек необходим потребителю как доказательство покупки, будет правильнее оставить людям право выбора, какой именно чек получать», - заключает он.

Между тем, по мнению соруководителя практики защиты прав инвесторов «Интерцессия» Анастасии Чумак, отказ от бумажных чеков может привести к конфликту интересов между защитниками прав потребителей и экологическими активистами.

«Важно найти баланс между ними и разработать механизмы, которые обеспечат одновременно и защиту прав потребителей, и сокращение использования бумаги. Конечный вариант должен быть в интересах обеих сторон - как потребителей, так и окружающей среды», - считает эксперт.

Авторы: ЛЮДМИЛА АЛЕКСАНДРОВА