За последние несколько лет доходы интернет-мошенников, по официальным данным, достаточно стабильны: по 14-15 млрд рублей в год. Это значит, что люди попадают в ловушки злоумышленников и отдают им свои деньги.

Как не стать жертвой мошенников?

Этот вопрос сегодня настолько актуален, что важные правила поведения в Сети нужно каждому просто вызубрить. Главный фактор риска — это сам человек. Если он не понимает основ информационной безопасности, если понимает, но невнимателен, а также если любит халяву, то он — вероятная жертва мошенников.

Необходимо запомнить: нет такого добренького дяди, который хочет вам дать что-то на халяву. Любое подобное предложение следует воспринимать как сигнал о том, что вас хотят обмануть.

Не открывайте ссылки из СМС, так как они могут содержать вирусы. Не переходите по ненадёжной ссылке в интернете в поисках интересного контента.

К каким просьбам нужно относиться с осторожностью?

Заплатить за что-либо, особенно наличными или подарочным сертификатом. Вернуть такие платежи будет очень сложно.

Выдать личную информацию — например, номер банковского счета, номер страхового полиса, номер банковской карты и цифры на её обратной стороне, учётные данные. Перейти на сайт по ссылке, чтобы войти в учётную запись или узнать подробную информацию.

Если вам позвонили или прислали СМС с просьбой сделать что-то из вышеперечисленного, будьте осторожны. Лучше отказаться от выполнения просьбы либо отложить принятие решения и поискать подробную информацию.

Как избежать «удовольствия» быть обманутым?

Дмитрий Миклухо, старший вице-президент — директор департамента информационной безопасности ПСБ, поделился несложными правилами, чтобы избежать общения со злоумышленниками.

Проверяйте любую информацию. Друг в «Одноклассниках» или «ВКонтакте» просит срочно перевести деньги, потому что его мама/брат/сын/сестра попали в больницу и нуждаются в операции? Перезвоните ему или свяжитесь с ним каким-нибудь другим способом. В чат пришло сообщение, подписанное службой безопасности банка? Перезвоните в банк.

Не выкладывайте конфиденциальные данные. Номера телефонов и банковских карт, данные паспорта, адрес — всё это выкладывать в интернет не надо. Если телефонный номер должен быть на сайте или в социальной сети, допустим, по работе — лучше зарегистрировать отдельный телефон и использовать его только для этих целей. Если на него будут звонить люди, представляющиеся друзьями ваших друзей или банковской службой безопасности, сразу ясно, что разговор следует тут же прервать.

Не доверяйте всем письмам и сообщениям в чатах. Обращайте внимание на то, как написан текст. Вряд ли служба безопасности банка будет делать много откровенно глупых ошибок. Также смотрите на адрес: мошенники могут просто переставить в нем буквы, чтобы казалось, что электронное письмо пришло со знакомого вам адреса. Устанавливайте приложения только из официальных источников. Приложения на смартфон и планшет, компьютер или ноутбук следует устанавливать только из официальных магазинов. Либо с официальных сайтов компаний-разработчиков. Устанавливая ломаные пиратские версии, вы рискуете занести на своё устройство вирус.

Устанавливайте антивирусные программы. Они защищают от многих проблем, в частности от фишинга. Так называется оригинальный метод мошенничества, когда создается фальшивая страница сервиса, которым вы пользуетесь. Когда вы, не отличив подлога, вводите на такой странице свои логин и пароль, они тут же становятся известны злоумышленникам.

Создавайте уникальные пароли. Конечно, паролей сейчас требуется создавать много, и часто не хочется заморачиваться. Не хочется, но нужно. Традиционные наборы в виде 1234, QWERTY или цифры своего года рождения, даже записанные в обратном порядке, — это ненадежный пароль. Он должен быть сложной комбинацией букв, цифр и символов. И не стоит хранить его в доступном месте. Даже в вордовском файле, который называется «Пароли». Существуют специальные приложения-менеджеры, которые помогают создать пароль и надёжно зашифровать его, чтобы посторонние не получили доступ к конфиденциальной информации.