За время пандемии и режима самоизоляции объемы продаж во многих торговых точках катастрофически упали. Так магазины одежды в среднем потеряли 88% выручки, цветов – 65%, электроники – 52%. Однако те, кто быстро переориентировался на онлайн доставку, смогли не только остаться на плаву в кризис, но и увеличить прибыль.

Сегодня, когда мир возвращается к нормальной жизни, покупатели не спешат «выходить» из интернета и доставать наличные. Как перевести свой бизнес в выгодный сегодня онлайн формат – выясняли в «АиФ-Петербург».

Торговля ушла в сеть

Во время пандемии торговля не только подсчитывала убытки, но и выручку. И главным двигателем здесь стали онлайн- продажи, которые в период самоизоляции россиян выросли до рекордных показателей. Наибольший рост (фактически в три раза) показали такие сегменты, как продукты питания, автотовары, стройматериалы, товары для творчества и хобби.

В первую очередь битву за покупателей выиграли те компании, которые еще до кризиса инвестировали в онлайн-технологии и продолжали бесперебойно доставлять свою продукцию заказчикам. Интернет-продажи позволили им не только остаться на плаву в непростое время, но и расширить клиентскую базу.

Эксперты сходятся во мнении, что привычка покупать товары через интернет останется у россиян и после полного снятия всех ограничений. А вслед за Москвой и Санкт-Петербургом, жители которых чаще всего заказывают и оплачивают товары онлайн, в сеть уйдут и регионы. Это подтверждает и майский опрос Национального агентства финансовых исследований (НАФИ) согласно которому 73% россиян намерены по окончании режима самоизоляции делать покупки онлайн с той же частотой, что и до пандемии. При этом 81% россиян, покупающих онлайн, расплачиваются безналично: 50% предпочитают оплачивать товары банковской картой при получении, 31% - онлайн при оформлении заказа.

Освоить технологии

Бизнес, который не уделял должного внимания интернет-технологиям, сегодня вынужден это делать в срочном порядке. Однако продавать свои товары и услуги онлайн - не так сложно. И если еще несколько лет назад для этого нужно было нанимать целый штат различных специалистов – от разработчиков сайта до бухгалтера, то сегодня это все можно быстро сделать дистанционно, не имея специальных знаний. Банки уже давно разработали сервисы для малого и среднего бизнеса, позволяющие легко перевести его и в режим онлайн. Как это сделать?

Как перевести бизнес в интернет:

Шаг 1. Онлайн конструктор сайтов.

Самый простой способ запустить интернет-магазин самостоятельно – воспользоваться онлайн-конструктором. Из 200 шаблонов можно выбрать наиболее подходящий, внести информацию о своем бизнесе (фото товаров, цены, скидки) — и сайт готов. У клиента будет возможность быстро заказать товар онлайн, оплатить, создать свой личный кабинет и управлять заказами. Сайт адаптируется под любые устройства, а служба поддержки работает без выходных.

Шаг 2. Интернет-эквайринг.

Позволяет бизнесу принимать оплату картами на сайте и получать деньги на счет в любом банке. Для оплаты товара или услуги клиент лишь вводит данные пластиковой, виртуальной карты или электронного кошелька в специальную форму, которая появляется на дисплее гаджета после оформления заказа. Интернет-эквайринг можно подключить в Сбербанке за несколько дней. Стоимость зависит от вида бизнеса и оборота предприятия в месяц.

Шаг 3. Онлайн-касса.

Чтобы вести онлайн-торговлю по закону, необходимо установить онлайн-кассу. Она формирует чек, который можно отправить клиенту по e-mail или SMS и одновременно передает в налоговую инспекцию через оператора фискальных данных (ОФД) информацию о продаже. Сегодня банки предлагают множество вариантов онлайн-касс, которые адаптированы под различные виды бизнеса – от курьерской доставки и торговли на выездах до интернет-магазинов. Цена зависит от конкретной модели. Кассу можно как купить, так и арендовать.

Мнения бизнеса и банка

Дмитрий Бахирев, управляющий партнер VR-квесты ANVIO: «Около 80% оплат проходят через наш сайт. Это удобно — мы сразу получаем выручку, а пользователь платит так, как привык: картами, Apple Pay или Google Pay. Раньше пользователи бронировали квесты без предоплаты и оплачивали всю сумму наличными на месте. Они могли не приехать, и мы теряли 20-30% выручки. Сейчас есть предоплата через сайт — мы сохраняем выручку. Когда запускались, эквайринг нужен был срочно. Заполнили заявку на сайте Сбербанка — через пару дней поставили терминалы и настроили прием оплаты через сайт».

Роман Львов, заместитель председателя Северо-Западного банка ПАО Сбербанк: «Сегодня многие процессы не только в деловой, но и повседневной жизни стремительно переходят в онлайн. Покупать еду, одежду, лекарства и другие важные вещи в интернете давно стало обычным делом для россиян, а в текущих условиях это еще и наиболее безопасный способ.

Мы видим рост интереса со стороны клиентов к онлайн-покупкам в целом, это хорошо заметно по количеству и объему совершаемых транзакций. Так в апреле-мае объем транзакций через интернет-эквайринг Сбербанка увеличился в два раза по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. По отдельным направлениям объемы выросли более чем в 3,5 раза.

Чтобы поддержать и простимулировать бизнес, Сбербанк отменил плату за сервисное обслуживание онлайн-касс и терминалов эквайринга до 30 июня. Также до 30 сентября 2020 года в банке действуют специальные тарифы интернет-эквайринга для предприятий, реализующих социально значимые товары и услуги через интернет.

Льготная ставка распространяется на предприятия, осуществляющие розничную продажу продуктов питания, медицинских товаров, бытовой техники и средств связи стоимостью до 20 тысяч рублей, одежды и товаров повседневного спроса.

Эти меры приняты для поддержки малого и среднего бизнеса, а также для того, чтобы покупатели мог